«Возрастные кризисы у дошкольников»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

От рождения до  3 лет ребенок воспринимает себя и маму как единое целое: видит глазами мамы, чувствует то, что мама,  эмоционально реагирует на окружающий мир как мама.

 

К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно,  изменяется его поведение.

Этот  период – один из наиболее трудных в жизни ребенка – называется кризисом трех лет.

Основные проявления кризиса:

  • Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то,  о чем его просят, или делает все наоборот.
  • Упрямство и строптивость. Ребенок категорично настаивает на чем – либо. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают  другие.
  • Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности, к которой часто еще не готов.
  • Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
  • Протест – бунт и деспотизм. Проявляются в частых ссорах с родителями: ребенок стремится диктовать всем свою волю.

Советы родителям:

  • Прежде всего, не считайте ребенка «избалованным», «испорченным»  («Кто же из него вырастет,  если он уже сейчас такой?»), помните о  том, что это естественный этап его развития.
  • Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот период.

До 6 – 7 лет дошкольное детство проходит относительно спокойно и предсказуемо.

Если Вашему ребенку вдруг  надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия,  если он стал  непослушным,  у него возникает  отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает,  что  наступил очередной кризис.

Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка – младший школьный возраст.

По  сравнению с кризисом трехлеток, этот кризис проходит мягче, однако  важно вовремя заметить его  и правильно  среагировать.

 

Симптомы кризиса:

  • Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Между переживанием и поступком вклинивается осмысление происходящего. Если раньше малыш кидался в свои дела, не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, «что будет, если…»,  и заранее оценивать  последствия  своих  поступков.
  • Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.
  • Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной,  формирование «внутренней позиции школьника».
  • Ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы том, «какой Я?», «как ко мне относятся?», а это влияет на отношение ребенка к самому себе и к делу, которым он занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что – то новое.

Кризис семи лет называют периодом  рождения социального Я ребенка.  Он начинает осознавать свое  место в системе человеческих отношений,  стремится занять новое,  более взрослое положение в жизни.

Дети уже пробовали «повзрослеть»:  подражая нашему поведению во время игр. Но они поняли, что для того, чтобы быть «взрослым» им чего – то не хватает.

Хотя чего именно, они  пока не знают…

По – старому дети уже не хотят жить; что было привычно, их теперь не устраивает, а как жить по —  новому они не знают.

Возникает  кризисная ситуация «хочу, но не могу». А значит, начинается ломка старых стереотипов.

Как только на смену игровой ситуации приходит  познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми.  Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать  то, чего им не хватает: новые знания. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили  происходящие перемены, и смогли вовремя  перестроить свои отношения с ребенком.

Добавить комментарий