Влияние фонематического восприятия на речевое развитие детей

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Учитель-дефектолог   Лапука Татьяна Анатольевна

Физиологический слух – это слух, с помощью которого мы слышим неречевые звуки (голоса птиц, стук дверей, шум листьев и т.п.). Обычно у людей он развит хорошо.

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение и ребёнок даже может обладать музыкальным слухом.

Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и появляются, так называемые, слова «мондергины» (как говорим, слышим, так и поём).

    При подобном отклонении у детей  в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия (нарушение письма). Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы.

     В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме соноров Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

      При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  • Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  • Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  • Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня»;
  • Пропуски слов в речи или слогов в словах;
  • Пропуски предлогов и частиц: «Я еду машине», «Пойдем магазин».

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду/учителю-дефектологу учреждения. Но и родители могут сами провести эту процедуру. Вот некоторые примеры:

  • определение ребенком источника звука (с 3-х лет): «Где звонит телефон?» (ребёнок должен показать направление и сказать), «Что звучит?» и т.п.
  • различение схожих слов (с 4-5 лет) повторение слов-паронимов (при этом вы отворачиваетесь от ребёнка): кот-кит, тапки-танки, мышка-мишка, уточка-удочка, коса-коза.
  • дифференциация слогов и фонем (с 4-5 лет) повторение: па-ба, ка-га-ка, та-да-да, мя-ня-ня.
  • звуковой анализ (с 4,5 лет) игра «Рычит ли собачка в словах»: звук [Р] майка, санки, рыба, корова, лимон.  С 5 лет: Игра «Первый звук» (ребёнку предлагается назвать первый ударный гласный звук): аист, арка, осень, утка. С 6 лет:Игра «Звук в конце» (ребёнку предлагается назвать последний согласный звук): сом, кот, сук, малыш.

Примерные игры с детьми дома/на улице:

Игра «Подарки Алёнке»

Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия.

Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т.д (не подарим: слоник, утенок и т.д)

Игра «Проделки Звукоедика»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: в стране слов живет Звукоедик, который питается звуками в конце слова (сосн.., ват.., книг..)

Игра «Один-много»

Цель: формирование навыков при образовании имён существительных множественного числа именительного падежа.

Правила игры: «Я назову тебе предметы, а ты назовёшь этих предметов несколько:

Муха (ребёнок)-мухи, дуга-дуги, бык-быки, человек-люди, кот-коты, липа-ллипы» и т.д.

Игра «Запомни и повтори»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Правило: ребёнку предлагается выучить стихотворение И. Лопухиной «Кто дома?» (сначала по две строчки, потом по четыре)

Тома дома?

Дома Тома!

Тёма дома?

Дома Тёма!

Дома Тима,

Дома Дима,

Дома Катя,

Надя, Лида,

Петя, Федя

И Никита!

Успехов вам и терпения!

 

 

 

 

Добавить комментарий