«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, даёт возможность обучаться играя, и, конечно, правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. Дидактическая игра знакомит детей с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками.

Дидактические игры для формирования представлений о цвете:

«Подбери по цвету», «Найди пару», «Одень красиво кукол», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету», «Цветовое лото». Назови и покажи предметы красного, зеленого, синего, желтого цветов. Рассмотри рисунки: назови лишний предмет в каждой группе, найди на картинке и покажи предметы определённого цвета, знакомство с оттенками одного цвета.

Дидактические игры для формирования представлений о форме:

«Передай мяч», различные «Рамки-вкладыши», «Обводим всё (силуэты)», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке». Назови и покажи предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник. На какие фигуры похожи нарисованные здесь предметы?

Дидактические игры для формирования представлений о величине:

Это свойство предмета, которое измеряется путем сравнения с другими объектами или с помощью специальных инструментов. Признак величины является относительным при сравнении на глаз. Игры: «Что больше?», «Большой-маленький», «Нанижи бусы», «Матрёшки построились», «Разбери шишки (снежинки, листочки).

Дидактические игры для формирования представлений об количестве предметов:

Какой предмет один, а каких много? Покажи ежика, у которого одно яблоко, и ежика, у которого нет ни одного яблока. Сколько яблок на картинке? Сколько на картинке гусениц – много или мало? Сколько на картинке божьих коровок – много или мало? На картинке больше мальчиков или самолетов? Покажи каждую девочку и ее зонтик. Мышек и бантиков поровну или чего-то меньше или больше? Чего на картинке больше, а чего меньше – матрешек или кубиков? (предметов поровну).

Развитие сенсорики в продуктивной деятельности:

Конструирование: игры в крупный и мелкий строительный материал (пластмассовый, деревянный, мягкий), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками. Лепка: пластилин, воск. Аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками. Рисование: игры с красками основных цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами).

Игровая деятельность: игры с машинками: «Прокати по дорожке» «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!», Игры с куклами: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».

Развитие сенсорики с помощью двигательной деятельности: игры с крупногабаритными игрушками (каталками, качалками, колясками). Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, босохождение по «Дорожке здоровья».

Сенсорное развитие в коммуникативной деятельности: игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, шестигранный карандаш), пальчиковые игры, «Чудесный мешочек».

Сенсорное развитие с помощью музыкально- художественной деятельности: игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка). Игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры, народная игрушка (неваляшки, свистульки).

Развитие сенсорных ощущений с помощью чтения художественной литературы. Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.

Развитие сенсорики в трудовой деятельности: трудовые поручения по сбору и группировке, по местам игрушек в группой комнате, приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Для детей с 2 до 3 лет.

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

  • Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
  • Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
  • Различные движущиеся игрушки;
  • Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
  • Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
  • Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть:

— банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, пуговицами и т.д.

— шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.

— погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.

— ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.

— шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.

— перевернутые детские формочки, ведра,

— свистки и дудочки из глины и дерева.

  • Конструкторы и мозаика;
  • Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, мелки и т.д.
  • Игрушки контрастных размеров, и игрушки различной формы (круглые, кубические),
  • Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
  • Книги с большими предметными картинками.

 

Подготовила воспитатель       А.В.Ковалевская

 

 

Добавить комментарий