О формировании детского коллектива из воспитанников с различными типами поведения

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Рекомендации педагогам дошкольного образования

Посещая детский сад, а затем и школу, ребёнок значительную часть своей жизни находится в коллективе со сверстниками. Очень важно, чтобы взаимоотношения детей друг с другом были доброжелательными. Необходимо, чтобы поддержка, взаимопомощь и отзывчивость были главными характеристиками детского коллектива. Здоровый психологический климат в коллективе — условие для формирования гармонично развитой личности.

Известно, что здоровый, дружный коллектив — это во многом залог успеха и в обучении, и в воспитании. От уровня развития коллектива, качества его сплочённости зависит эффективность работы группы и способность создания здорового психологического климата внутри детского коллектива.

Сплочённая группа позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно.
В каждой группе есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Некоторые дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью асоциального поведения. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они стараются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять сверстникам и педагогу. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.
Педагог может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Помочь научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. И важнейшая задача педагога – это сплочение детского коллектива.

Основными способами сплочения детского коллектива являются увлечение и включение её в совместную деятельность, установка традиций группы, поощрение сотрудничества воспитанников при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в выполнении общих дел. А также педагоги в своей работе могут использовать игры на сплочение коллектива для детей и подростков. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в детском коллективе дружескую атмосферу взаимопомощи, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и педагогом.

Проводить эти игры можно в любое время, например, как утренний ритуал встречи и приветствия, или как упражнение в конце занятия, а можно проводить их как отдых между сложными учебными заданиями.

 

После проведения игры необходимо предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт, обязательно подчеркнув ценность выводов, сделанных самими детьми.

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.

Чтобы узнать, как сплотить детский коллектив, рекомендую прочитать книгу Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». «Как научить детей сотрудничать?» — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Необходимо проводить различные игры для сплочения коллектива, именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них. Такие как:

  1. «Дружба начинается с улыбки…»

Ребята, дружба начинается с улыбки, давайте сядем в круг возьмёмся за руки, посмотрим соседу в глаза и по цепочки подарим всем самую добрую, улыбку и так по кругу. Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят, ему молча самую добрую, какая есть, улыбку.

Педагог: Ребята, какие у вас тёплые улыбки, мне очень стало тепло от них.

  1. «Приветствие».

Педагога: Ребята, вы рады сегодня видеть друг, друга? Тогда давайте встанем в круг, и поприветствуем друг друга, произнесём вместе наши слова.

Дети произносят хором слова и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!

  1. «Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается: походить по помещению, присесть, лечь, встать, нарисовать что-то.

  1. «Оркестр»

Ведущий — дирижёр. Когда он поднимает руки вверх, дети поют (любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» — дети молчат. Дирижирование происходит в произвольной форме, можно резко поднимать и опускать руки.

  1. «Живая скульптура»

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти в центр и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой. Затем к ним присоединяется в своей позе третий. И т.д. Можно сделать фотографию общей скульптуры и в последствии обсудить, на что она похожа.

  1. Игра малой подвижности «Разговор через стекло»

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно. Примечание: (Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.)

  1. «Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку». Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. «Водяной», не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача — определить, кто перед ним.

  1. «Доброе животное».

Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.

  1. «Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаётся клубок следующему ребёнку.

  1. Игра «Дотронься до…»

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда. Педагог предлагает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Педагога следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

 

 

Рекомендации педагога-психолога воспитателям дошкольного образования по сплочению детского коллектива.

* Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа.

* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив.

* Запланируйте в плане воспитательной работы с воспитанниками как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

* Во время совместных мероприятий организуйте игры (см. ниже). Обязательно проводите беседы и занятия о дружбе, взаимовыручке, коллективизме.

* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в группе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

*Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным воспитанникам. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

*Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии группа, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Развитие коммуникативных навыков ребенка, культуры поведения, формирование самостоятельности является необходимой основой для создания сплоченного детского коллектива в группе дошкольного учреждения.

Педагога обязан научить детей устанавливать доверительный контакт между детьми, чувствовать состояние и настроение сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий