Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

              Воспитатель Козарез И.К.

      Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более сходно с изобразительной деятельностью с игрой в нём также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки для игры, поделки для украшения ёлки, для подарка маме), поэтому должны соответствовать своему назначению.

      Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», — и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

        При правильно организованной деятельности дети приобретают конструктивно-технические умения:  сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д.; делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д.; обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части;  видеть в них общее и различное;  находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;  делать умозаключения и обобщения.

      Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

      Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:  речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).

Добавить комментарий