Учитель-дефектолог Лапука Т.А.
Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребенка риск отставания в речевом развитии?
Если мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии, и распознать его можно на самых ранних этапах.
Если в 2-2.5 мес. Ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос, комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»
В 3-5 мес. ребенок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется – «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» — это тоже хороший знак.
В 6-8 мес. дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребенок заставляет взрослых обратить на него внимание.
К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребенок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, еще, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?
К 1.5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, названия предметов.
К 2 годам происходит словарный «взрыв» — дети используют глаголы и прилагательные, т.е. называют действия и признаки предметов. Ребенок употребляет уже до 100 слов.
К 2.5 годам бурно развивается фразовая речь – ребенок может строить предложения из двух-трех слов.
К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребенок использует предложения из трех-четырех слов, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.
Вышесказанное можно оформить таблицей, в которой вы отметите, что и в каком возрасте умел делать и говорить ваш малыш. Каждую горизонтальную графу условно назовем возрастным периодом. Если какой-то период предпосылок или собственно речевого развития выпадает – поставьте прочерк.
Возраст | Развитие речи в норме |
2 мес. | Комплекс оживления, отдельные звуки, неопределенные по артикуляции |
3-4 мес. | Гуление |
6-8 мес. | Лепет |
1 год | Первые слова (5-10) |
1 год 6 мес. | 20- 50 слов |
2 года | До 100 слов. Фраза из двух слов |
2 года 6 мес. | Фраза из двух-четырех слов |
3 года | От 300 до 1000 слов. Распространенные предложения |
Если малыш отстает более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к учителю-дефектологу для обследования ребенка, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития.
Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благодатное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребенка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви.
Подобная ситуация часто складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идет у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».
Помните, возможность развиваться не остается неизменной. Именно в первые 3 года ребенок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.
Если жизнь ребенка сводится к простому биологическому существованию (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей развития. Ребенок весел, упитан, физически здоров, а до 2.5 – 3 лет общается только жестами да отдельными звуками.
Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.
Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды; плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.
Главное – не опоздать!