Формирование представлений о пространстве и времени в игровой деятельности

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Консультация для педагогов

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые  умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

  1. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

  1. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

— игры с предметами,

— настольно-печатные игры,

— словесные игры.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно условно разделить на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентирование в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое мышление.

 

Давайте рассмотрим игры, которые можно сделать своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

 

Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве; формировать навык счета, развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

  1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
  2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
  3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
  4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
  5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
  6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
  7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
  8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.

 

Дидактическая игра “Неделя”

 Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели.

 

Задачи:

формировать представление о неделе, как единице измерения времени;

уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;

развивать зрительное восприятие и память;

создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

— Сколько гномиков?

— Назовите цвета, в которые одеты гномики.

— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? — Правильно на зеленый лепесток часов.

— Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

Физкультурная минутка.

В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.

— Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

— Умницы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

— Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

— День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

— Что раньше среда или понедельник?

— Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

— Первый день нашей недели, трудный день, он… (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

— Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня… (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас…? … (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

— весь почистили мы снег на четвертый день в… (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была… (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

— на шестой день папа не работал, потому что была … (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

— Я у брата попросил прощения на седьмой день в … (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

 

Динамические паузы

Упражнения для снижения мышечного тонуса

Зарядка

Мы ногами — топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два —привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Движения выполнять по содержанию текста.

 

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.

Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.

 

Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела

 

Большие ноги

Шли по дороге:
Топ, топ, топ.

Топ, топ, топ.
Маленькие ножки

Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

Ребенок двигается в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Ребенок притоптывает в 2 раза быстрее.

 

Динамическое упражнение “Зарядка”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед),
Вправо — влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.

 

Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево — вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.

Подготовила заместитель заведующего  Н.Н. Блохина

Добавить комментарий