ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ: ИГРА ВМЕСТО ДАВЛЕНИЯ

Взрослый человек хорошо знает, что значит «надо». А вот детям это трудно объяснить, они пока только учатся управлять эмоциями. И приходится проявлять недюжинную фантазию, чтобы убедить ребенка сделать то, что ему не нравится и не хочется. Когда родительское воображение заканчивается, в ход идут долгие уговоры и давление. И тут уже ни одна из сторон не испытывает радости общения.
Но все-таки можно решить проблемы мирным путем. Зачастую это занимает гораздо меньше времени и уж точно нервов. Главное, набраться терпения и задействовать игровой момент. Игра – самая естественная среда обитания детей, именно на этом уровне с ними проще договориться. И порой все, что нам нужно – просто подыграть нашим детям, чтобы даже самым неприятным и скучным моментам добавить интереса.
Итак, что делать, если ваш ребенок скрестил руки на груди и…
Не хочет одеваться:
— можно предложить завести будильник на пять минут и устроить соревнование: кто быстрее оденется до звонка будильника;
— или затеять спор: кто скорее будет готов к выходу, тот получит приз;
— можно поиграть в зеркало и попросить ребенка повторять действия в точности за вами. Вы надеваете носки, и ребенок носки. Вы – брюки, и ребенок брюки. Вы натягиваете свитер, и он – свитер;
— если ребенок забывчив и долго думает, что надеть, нарисуйте или распечатайте картинки, на которых изображена цепочка одежды в порядке надевания: носки-штаны-рубашка или колготки-маечка-юбка-кофта;
— заранее с вечера разложите одежду в порядке надевания.
Не хочет убирать за собой игрушки:
— скажите ребенку, что для самой последней игры перед сном нужно освободить пространство. В качестве последней вечерней игры можно покатать пирамидные кольца по полу, и он должен знать, что для этого нужна чистая поверхность;
— заведите удобные контейнеры и корзины для игрушек. Младшим детям понравится собирать мелкие предметы в ведерко с ручкой. Детям постарше, но еще не готовым сортировать игрушки по типу, подойдут любые ящики крупного размера, куда можно складывать их без разбора;
— если это бусы, браслеты, заколки, их можно надеть на плюшевых зверей;
— для уборки выдайте ребенку его собственный инвентарь – маленький совок, веник, влажные салфетки. Дети любят, когда у них есть свои вещи, которые очень похожи на взрослые инструменты;
Не хочет умываться и чистить зубы:
— вместе выбирайте в магазине зубную пасту и щетку. Можно подобрать пасту с одним вкусом для утренней чистки, а с другим – для вечерней, чтобы было интереснее;
— покажите, что можно весело полоскать рот и булькать водой;
— чистите зубы друг другу;
— если ребенок старается разделаться с процедурой как можно быстрее, включите его любимую детскую песенку и договоритесь чистить зубы, пока песня не закончится;
— посмотрите вместе мультфильм «Птичка Тари» про крокодила, который никогда не чистил зубы, и они у него заболели. И как маленькая птичка Тари не испугалась помочь и почистить их крокодилу. Или перечитайте «Мойдодыра». Детям иногда нужно, чтобы урок был преподан со стороны, а не в виде родительского наставления.
Не хочет рано вставать утром:
— чтобы ребенку проще было открыть глаза, включите ночник в спальне или слабый свет в смежной комнате;
— многие дети любят просыпаться у родителей на руках. Пообнимайтесь, потянитесь, сделайте с ними ленивую зарядку прямо в постели;
— заведите тему про то, что им снилось, чтобы немного разговорить;
— самое главное – постарайтесь не торопиться по утрам. Уж лучше рассчитывать время с запасом и вставать пораньше, чем нервничать из-за возможного опоздания.
Не хочет принимать лекарства:
— если это микстура или травяной чай, предложите выпить ее через соломинку;
— если это ингаляция или физиотерапия, помогут песочные часы. Детям всегда интересно наблюдать за этим устройством и переворачивать часы. Купить песочные часы можно в аптеке;
— если это таблетка, растолките ее и позвольте ребенку накрыть ее шапкой из фруктового пюре, чтобы таблетку не было видно.
Не хочет идти пешком:
— раззадорьте детский соревновательный дух. Предложите измерить шагами расстояние от магазина до дома. Спросите, как думает ребенок, дойдете ли вы до нужного места до того, как досчитаете до ста;
— начните петь любимую песенку и предложите успеть добраться до пункта назначения до того, как закончится последний припев;
— поиграйте в сыщиков. Заранее возьмите на улицу песочное ведерко и предложите ребенку собирать в него по дороге интересные камушки, листья или небольшие палки;
Не хочет укладываться:
— заведите и соблюдайте ритуал отхода ко сну. Маячок, после которого ребенок должен идти в постель. Пусть этот ассоциативный ряд будет неизменным. Например, передача «Спокойной ночи, малыши» – умывание – чтение – разговор – сон.
— дети-кинестетики обязательно оценят вечерний массаж как расслабляющую традицию;
— предложите ребенку сначала уложить его любимую игрушку и после этого вести себя тихо, чтобы не разбудить игрушку;
— побеседуйте, расскажите простую историю, вспомните по шагам, что вы делали сегодня, посчитайте что-нибудь шепотом. Мерность действий успокаивает и взрослых, и детей.
Не хочет мыть голову:
Чаще всего такой отказ обусловлен страхом попадания воды в глаза, и, если ребенок не соглашается откинуть назад голову, чтобы вымыть волосы, не касаясь лица водой, можно предложить ему следующее:
— приложить к закрытым глазам небольшое, сложенное вчетверо полотенце;
— надеть купальные очки или маску для ныряния;
— вымыть волосы сначала кукле, а потом уже себе;
— делать из мыльной пены шапки и забавные прически, смотреть на них в зеркало, а потом «счесывать» пену расческой (если, конечно, волосы не очень длинные и запутанные).

Добавить комментарий