Рост, развитие и состояние здоровья ребенка тесно связаны с формированием и функцией зубочелюстной системы. Когда зубы здоровы и правильно расположены, ребёнок спокойно откусывает любую пищу и пережевывает её. Здоровые зубы измельчают пищу тщательно, она пропитывается слюной, что обуславливает хорошее усвоение питательных веществ, повышение аппетита.
Если у ребенка зубы разрушены, слизистая оболочка не здорова (на ней периодически появляются язвочки) или зубы верхней и нежней челюсти неправильно расположены по отношению друг к другу (неправильный прикус), ребёнок с трудом откусывает пищу, плохо её пережевывает. При этом в желудок поступает грубая пища, плохо пропитанная слюной и загрязненная микробами из разрушенных зубов пища. Она может стать причиной развития воспаления слизистой оболочки желудка и других заболеваний. У детей, имеющих отклонения прикуса. Помимо нарушения основной функции жевания, нередко отмечается ротовое дыхание, неправильное глотание, нарушение речи.

Если родителям не удается своими силами устранить у ребенка вредную привычку, необходимо обратится к специалисту (врачу-ортодонту). При привычках, связанных с неправильно протекающими функциями жевания и глотания, также существует приемы их устранения.

Нужно приучать детей долго и энергично жевать пищу, не оставлять хлебных корок. Детям, которые жуют вяло, нужно чаще давать пищу, требующую энергичного жевания.
Для формирования правильного глотания не следует приучать ребёнка запивать твёрдую пищу. В случае, когда у детей сильно нарушена функция жевания, следует обратится за помощью к врачу – ортодонту, которые применяет специальные упражнения для нормализации жевания.

Поэтому ежедневный (утром и вечером) уход за полостью рта должен стать естественной потребностью ребенка. Вырабатывать такие навыки у детей — обязанность родителей и врачей стоматологов.
Овладеть навыками чистки зубов ребёнку совсем непросто. Надо научить ребёнка правильно держать зубную щетку, чтобы очистить наружную и боковую поверхность зубов справа и слева, жевательные поверхности верхних и нижних, внутренние поверхности боковых зубов. Вначале дети чистят зубы без пасты. Затем, когда ребёнок полностью овладеет этой манипуляцией, можно учить его пользоваться пастой. Стойкий навык дети приобретают к 4-5 годам.
Дети младшего возраста пользуются мягкими зубными щетками небольшого размера с редко расположенными пучками щетины. Ребёнку постарше подбирается щётка с более жёсткой щетиной. Длина рабочей поверхности щётки составляет ширину трёх зубов.
Для детей выпускают специальные зубные пасты. Лечебно-профилактические пасты назначаются ребёнку врачом.
Систематическая (утром и вечером) чистка зубов с использованием зубных паст и полоскания рта после каждого приёма пищи, а также двукратное в течение года посещение врача стоматолога с профилактической целью помогает сохранить зубы ребёнка.