Воспитывайте у детей культуру общения

Воспитатель Степусю Т.В.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая зависит от наличия у дошкольника достаточного запаса слов, умения говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками сада.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость . Она украшает человека, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.

Деликатность. Человек, наделенный этим качеством, никогда не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться.

Задача взрослых — прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Что такое речевое поведение?

Это сложное явление. Оно связано с особенностями воспитания; со средой, в которой человек привычно общается. Оно выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише (приветствия, извинения и т.д.), в сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности, а т.же неречевых (невербальных) средствах коммуникации – жесты, мимика, тональные и фонациональные особенности.

Речевое поведение человека – это разновидность и составная часть его социального поведения.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

В слове – суть мысли!!! Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться по средству слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

В этой связи возникает следующие задачи воспитания:

  1. формировать у ребенка культуру речи;
  2. развивать умения четко и ясно произносить слова;
  3. правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
  4. вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
  5. не перебивать говорящих;
  6. внимательно выслушивать указания старших;
  7. говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
  8. не вульгаризировать речь словами-сорняками;
  9. спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье!!! От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие.

Дети удивительно чутко улавливают слова и речь взрослых, подражают,            копируют услышанное.

Если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выражать свои мысли.

Родителям вредно «сюсюкать» с детьми. Разговаривая  с ребенком «детским языком», взрослые невольно способствуют  задержке их речевого развития!!!

Формирование у детей речевой культуры, должно находить первостепенное место в семье. Вспоминайте чаще волшебные слова: «Спасибо», «Благодарю вас», «Извините», «Разрешите», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Приятного аппетита», «Доброе утро», «Спокойной ночи» и др.

Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих как образец для маленьких.

Надо быть чутким к слову ребенка, осуществлять корректировку его поведения.

Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Особого внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности. Добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, в театре, музее, учреждениях, если отдыхают взрослые или спит малыш и т.п.)

Разъясните ребенку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить!», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удерживаться от пустословия.

Воспитывать чуткого и тактичного собеседника – одна из задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства!

Добавить комментарий