Ум на кончиках пальцев

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. И это не просто слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Огромное количество нервных окончаний расположено в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

В литературе имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо, чтобы не только воспитатели играли в пальчиковые игры, а и родители каждый день по 5-10 минут проводили игры и массаж пальцев.

Пальчиковые игры нужно выбирать такие, чтобы в них содержалось большее количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.

Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Постоянное использование пальчиковых игр позволяет:

— регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи;

— совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью;

— обеспечить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Если ребёнок проводит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, а именно, в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии. Развитие функций речи и руки идёт параллельно.

В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры:

— «Забей мяч в ворота»

Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоём, тогда взрослый и ребёнок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

— «Поможем Золушке»

Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребёнок должен разделить «смесь» на две части.

— «Разорви лист по линиям»

Лист бумаги произвольно расчерчивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

— «Шаловливый котёнок»

Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок.

Кроме этих игр для развития мелкой моторики рук можно переливать жидкость из одной емкости в другую, поиграть с ребенком в пазлы, пособирать конструктор (подбирать по возрасту ребенка), рвать бумагу, лепить с пластилина, вырезать из бумаги разные фигурки и другие.

Таким образом, развитие и совершенствование моторики пальцев рук положительно влияет на становление речи у детей.

Воспитатель   Лещинская Е.А.

Добавить комментарий