Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. И это не просто слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Огромное количество нервных окончаний расположено в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
В литературе имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо, чтобы не только воспитатели играли в пальчиковые игры, а и родители каждый день по 5-10 минут проводили игры и массаж пальцев.
Пальчиковые игры нужно выбирать такие, чтобы в них содержалось большее количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.
Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Постоянное использование пальчиковых игр позволяет:
— регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи;
— совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью;
— обеспечить будущим школьникам усвоение навыков письма.
Если ребёнок проводит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, а именно, в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии. Развитие функций речи и руки идёт параллельно.
В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры:
— «Забей мяч в ворота»
Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоём, тогда взрослый и ребёнок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.
— «Поможем Золушке»
Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребёнок должен разделить «смесь» на две части.
— «Разорви лист по линиям»
Лист бумаги произвольно расчерчивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
— «Шаловливый котёнок»
Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок.
Кроме этих игр для развития мелкой моторики рук можно переливать жидкость из одной емкости в другую, поиграть с ребенком в пазлы, пособирать конструктор (подбирать по возрасту ребенка), рвать бумагу, лепить с пластилина, вырезать из бумаги разные фигурки и другие.
Таким образом, развитие и совершенствование моторики пальцев рук положительно влияет на становление речи у детей.
Воспитатель Лещинская Е.А.