Поиск эффективных способов развития мелкой моторики детей очень актуален. Развитие мелкой моторики должно происходить в тесной связи с другими видами деятельности детей и, соответственно, вплетаться в другие направления их воспитания. Поскольку одним из важных видов деятельности дошкольников является труд, то можно предположить, что он может стать средством развития тонкой моторики.
Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания дошкольника. Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки к школьному обучению, к жизни в социуме.
В современной педагогике выделяется такие виды труда, как самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой. Самообслуживание обладает наиболее очевидными возможностями в этой области – начиная от надевания, например, колгот (захват, удержание ткани пальцами) и заканчивая завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Кроме того, развитие понимания детьми необходимости овладения такими умениями, особенно важно для дошкольников, т.к. обусловливает их заинтересованность, стремление к правильному выполнению действий.
Самообслуживание, особенно в этом возрасте, имеет большие воспитательные и развивающие возможности, что важно для воспитания внутренней культуры ребенка, отрицательного отношения к лени, неопрятности; осознания им себя как части общества; развития самостоятельности, силы воли, уверенности в своих силах.
Формирование навыков самообслуживания заключается в показе правильных способов выполнения действия, их последовательности, что автоматически способствует развитию мелкой моторики. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Очень важно активное участие ребенка в этом процессе, а также неизменность способа выполнения действия, чтобы все дети усвоили его. Последний пункт является одним из решающих в отношении дошкольников. После усвоения детьми способа действия показ заменяется подробным словесным объяснением, а позднее — общим напоминанием.
Мелкая моторика дошкольников часто находится на низком уровне. Это обусловливает поиск эффективных средств ее развития посредством труда по самообслуживанию. Самообслуживание так же включает в себя следующие направления: умывание, одевание, раздевание. Они содержат социально значимые для дошкольников умения. Развитие мелкой моторики, в ходе умывания, предполагает обучение детей мытью рук и лица, проведение игр с пальчиками в воде. Одевание и раздевание включает застегивание и расстегивание пуговиц, молний, развязывание и завязывание шнурков на обуви, шапочках.
Во время работы с детьми не только воспитатели, но и родители должны способствовать развитию мелкой моторики в процессе формирования навыков самообслуживания – стимулировать детей выполнять действия самостоятельно. Акцент должен делаться именно на те навыки, которые необходимы для повседневной жизни детей. Дети в игровой, ненавязчивой форме должны знакомиться с необходимостью овладения навыками самообслуживания, правилами умывания. Важным моментом, влияющим на всю дальнейшую работу по развитию тонкой моторики, является формирование положительного отношения к навыкам самообслуживания, чему должно способствовать чтение простых потешек и стишков.
Развитие моторики происходит и в ходе одевания после сна и на прогулку. Одевание на прогулку является в этом плане более сложным, т.к. предполагает и застегивание пуговиц, молний, и шнурование, и завязывание шнурков, шарфов. В процессе одевания развитие мелкой моторики осуществляется в ходе выполнения перечисленных действий. Процесс формирования навыков самообслуживания обладает большими возможностями для развития мелкой моторики детей. Но подобная работа требует тщательной организации. Поэтому важна определенная последовательность включения
заданий на развитие мелкой моторики в режимные моменты (последовательность одевания, раздевания, переодевания, мытья рук и т.д.).
Обращая внимание на мелочи, можно достичь больших успехов!
Воспитатель Степусь Т.В.