Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Воспитатель Степусь Т.В.

 Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

     Для чего нужны пальчиковые игры?

   Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

     Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
    Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой
    ребёнка.
    3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
    взрослый проговаривает текст.
    4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
    взрослого, который произносит текст.
    5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

     Примеры пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(водим ребром ладошки по столу вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(кулачки энергично сжимаются и разжимаются)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)

«Печем пироги»
Тесто мнем, мнем, мнем!
(нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)
Пироги мы испечем!
(нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!

Зайчик (игра с мягкой игрушкой)

Раз-два-три-четыре-пять, Взять игрушку, потрясти
Вышел зайчик поскакать. Вверх-вниз
Огляделся, Вращать голову
Повертелся, Вращать игрушку
Посмотрел наверх и вниз Наклонить вперед-назад
Пробежался, Бежать
Забоялся…. Спрятать за спину
Где ты, зайчик, отзовись! Показать

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папенька
Этот пальчик — маменька
Этот пальчик — Ванечка

Кулачок-Ванюша

Ванька-встанька,
Ванька-встанька
(спрятать большой палец в кулак)

Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук…

Ванька-встанька тут как тут!
(большой палец выскакивает из кулака)

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.

(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

     Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Во время пальчиковых игр ребенок не только умственно растет, но и заряжается положительными эмоциями и маминым вниманием, ее любовью, а ведь это является главным условием его развития.

Добавить комментарий