Игры на природе

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные предметы, явления, на их свойства. Учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа.

Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности. Игры могут вызывать интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть везде, где есть природа. У детей довольно быстро начинают развиваться глазомер, умение анализировать и делать выводы. Этому способствует исследовательская деятельность детей. Так двухлетнего дошкольника можно познакомить с понятиями «один – много», «мало – много», «один — ни одного» на предметах природного мира. Гуляя на улице, можно предлагать ему незамысловатые рассказы (каждый раз по одному), которые помогут малышу закреплять, осознавать эти понятия. Героями таких рассказов могут стать все, кто встречается по дороге: и собачка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития своего малыша.

Детям можно предложить следующие игры:
«Подбери листику пару»
Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же. Гуляя в лесу или парке взрослый показывает ребенку опавший лист и просит найти такой же, затем предлагает ему найти дерево, с которого упали эти листья, назвать его. Заинтересуют занятия и игры с природными материалами. Гуляя в лесу дети с удовольствием соберут шишки, веточки, семена, репейник. Все это материал для поделок. С помощью фигурок можно разыграть знакомые сказки, придумать новые слова.
«Это что такое?»
Эта игра учит ребенка классифицировать и обобщать предметы (трава, деревья, цветы, птицы, животные и т.д.)
«На что похоже облако»
Вместе с ребенком смотреть на облако и представлять себе, на что оно может быт похоже.
«Выложи из палочек»
Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Ребенку дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз. Задание можно усложнить тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».
«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине»
Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по — разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки. Вариантов этой игры очень много. Можно нарисовать просто разные предметы: солнце, колобка, елочку и многое другое. Можно задание усложнить: «Продолжи ряд из…». Здесь включается фантазия взрослых. Это может быть ряд из геометрических фигур, из листиков разной формы, из камешков и т.д. При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности.
Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи.
В самых разных ситуациях можно использовать игру «Угадай по описанию». Родители могут очень часто играть с детьми в сложные игры и в описательные загадки, они не требуют особых условий и дополнительного материала. Содержание игр может быть самыми различными, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в зависимости в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы.
Словесно- дидактические игры развивают у дошкольников не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать которые поможет сама природа.

Игры на природе, могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец, в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию,— в дошкольном детстве…

Воспитатель   Степусь Т.В.

Добавить комментарий