Развитие речи детей дошкольников посредством устного народного творчества

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Воспитатель Степусь Т.В.

«Родное слово есть основа всякого
умственного развития и сокровищница
всех знаний. С него начинается всякое
понимание, через него проходит
и к нему возвращается».
К.Д. Ушинский

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а устно передаваемого из поколения в поколение. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Главная задача педагогов и родителей в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в народных сказках. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Загадки, потешки, заклички, можно используются в различной деятельности детей и в режимных моментах. Дети очень любят слушать перед сном колыбельные песни, которые с удовольствием потом применяют в своих играх. Любят народные сказки, с любопытством рассматривают иллюстрации в книгах. Ребята сами любят сочинять сказки, изменять конец сказки (когда дети придумывают, как бы они хотели, чтобы закончилась сказка). Так же детям интересна театрализация. Дети с удовольствием обыгрывают знакомые сказки используя при этом различные виды театров. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

Овладение родным языком — самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.  Однако в последнее время уровень владения речью заметно снизился, т.к дети больше смотрят и слушают.  Живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Следствием является недоразвитие связной речи. Одним из  эффективных способов решения проблемы развития  речи ребенка,  является устное народное творчество. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – народ.  Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи.

Виды малых фольклорных форм: Потешки. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Потешки учат воспринимать коротенький сюжет. Потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Потешки способствуют формированию правильного звукопроизношения. Пословицы и поговорки. Учат детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, учат описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословица– коротенькая притча, суждение. Поговорка  — не полное суждение, а её часть. Скороговорка. Это хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков. Чистоговорка. Народно — поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных  звуков. Считалки. Это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и прежде всего выбрать водящего. Считалка помогает работать над произношением. Загадки. В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки повествуют о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. Они обогащают словарь детей, учат анализировать. Подвижные хороводные игры. В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая — проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций; эмоциональная — ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой. Подвижные хороводные игры оптимально использовать как динамические паузы в какой-либо деятельности ребенка. Сказка. Один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. В сказках, играх-драматизациях, развивается диалогическую и монологическую речь. Использование сказок способствует развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает  неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его
помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Устное народное творчество – это настоящая сокровищница народной мудрости, это способ кодирования и передачи важной информации.

Добавить комментарий