Учитель-дефектолог Кузнецова И.В.
-От чего зависит скорость коррекции звуков? -Как долго нужно ходить к учителю-дефектологу?
Эти вопросы волнуют всех родителей, чьи дети требуют коррекционной помощи. Дать точный ответ на эти вопросы не сможет ни один опытный учитель-дефектолог. К сожалению, нет волшебной таблеточки, чудо кнопочки, чтобы все исправить в один миг.
Нередко родители спрашивают друг у друга на форумах и слышат противоречивые ответы: кому-то поставили звук за две недели, а кто-то занимался с ребенком год. И создается неправильное впечатление, что некоторые учитель-дефектологи тянут деньги. Да, конечно, не все учителя-дефектологи работают одинаково, но есть факторы, которые влияют на эту разницу в скорости коррекции звуков.
— В первую очередь — это совместный труд учителя-дефектолога, ребенка и его родителей.
Сроки устранения и коррекция речевых недостатков зависят от ряда причин:
— Что касаемо самого ребенка, то многое зависит от его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми людьми, поэтому учителю-дефектологу иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций, мотивации ребенка. Коррекция проходит быстрей и успешней ,если ребенок сам хочет избавиться от проблем в речи.
— Регулярности посещения занятий ребенком. Учитель-дефектолог старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс работы замедляется. Можно ли скорректировать фигуру, если ходить в спорт. зал 1 раз в неделю. Вряд ли. Так же невозможно наработать артикуляционную мускулатуру за 1 занятие. Опытный учитель-дефектолог знает, как легко теряется поставленный звук, если его не закрепить, не ввести в собственную речь. А это возможно только при регулярной работе и контроле со стороны самого ребенка и всех его окружающих (Родителей, бабушек, дедушек, воспитателей в детском саду).
— Часто путают «постановку звука» с полной коррекцией звукопроизношения. Нужно знать, что постановка звука – это лишь один из этапов коррекционной работы. Бывает так, что звук «появляется» на первых занятиях, кому- то нужен месяц или того больше, зависит от самого ребенка, его индивидуальных особенностей (начиная от строения артикуляционного аппарата, каков неврологический статус ребенка, и , еще раз, психологическая готовность ребенка (правильный звук нужен родителям или самому ребенку?). А дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.
— Сроки зависят от количества звуков, нуждающихся в исправлении – на автоматизацию одного звука уходит 35-45 дней (и это придумали не учителя-дефектологи, это физиологические сроки формирования привычки для любого человека). Соответственно исправление нескольких звуков требует большего времени, чем один звук.
— Это зависит от возраста ребенка: в 2-3 летнем возрасте «пытать» ребенка постановкой звука «Р» нецелесообразно, потому что он еще не готов физически. Именно в таких случаях постановка звука может занять полгода, а в 5 лет можно справиться за полтора месяца, и опять таки сроки зависят индивидуально от каждого ребенка И поэтому многие учителя-дефектологи говорят «приходите после 5-ти». Вообще для каждой группы звуков есть свое время естественного «появления» в речи – какие-то звуки лучше ставить в 3 года, какие-то в 4-5 лет. Если начинать заниматься в соответствии с возрастными нормами — коррекционная работа идет быстрее.
— Виды речевых нарушений.
Для родителей одинаково выглядят («ребенок не выговаривает звуки») многие нарушения речи –дислалия, дизартрия, ринолалия (это нарушение артикуляции, обусловленное неправильным строением и функционированием речевого аппарата: носоглотки, носовой полости, твердого и мягкого неба), ФФН (фонетико-фонематическое нарушение).
Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Но и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и шипящие). Устранение простой дислалии возможно за несколько занятий (это условно), сложная дислалии потребуется больше времени (до 3-х мес.) при условии регулярности занятий и контроле со стороны родителей . Дислалия может быть функциональной – это когда слабо развиты мышцы артикуляционного аппарата (ребенок не находился на грудном вскармливании, а потом ему до 5-ти лет всю еду перетирали блендером). И может быть органической (механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях при механической дислалии необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние учителя-дефектолога в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.
При ФФН половину всего времени коррекционной работы занимает этап формирования фонематического слуха. В связи с этим, если у ребенка не дислалия, а какое-либо другое нарушение речи – начинать коррекционную работу стоит, не дожидаясь 5-ти лет.
— Искажения звуков.
Это может быть межзубное («шепелявое»), нижнее, щёчное, боковое, велярное, увулярное («горловое», «картавое»), одноударное и т.п. неправильное произношение различных звуков. В этом случае стоит обратиться к учителю-дефектологу, как только заметили, не взирая на возраст. Потому что замена одной привычки на другую занимает больше времени, чем простое формирование правильной привычки «с нуля». И чем дольше существует старая неправильная привычка, тем больше понадобится времени, чтобы ее заменить.
— Иногда наблюдается нарушение речи вследствие снижения фонематического слуха. Ребенок не различает близкие фонемы ( звуки). Проверить фонем. слух можно, попросив ребенка повторить за вами пары слогов, или ряд слов. ( са-ша, пы-бы, во-фо-во, га-га-ка, ком-дом-гном). Такое нарушение проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках, перестановке слогов в словах и может привести к нарушению чтения и письма у школьников . Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.(4-6 месяцев)
— Дизартрия — одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Это нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию внутриутробно или в родовой деятельности , получивших родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. Дизартрия – часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.). Сопровождается неврологическими симптомами , обильным слюнотечением, вялостью или наоборот спастичностью мышц речевого аппарата. Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от учителя-дефектолога и родителей. ( в среднем 6 мес.) Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю. Можно самостоятельно провести пробы на стертую дизартрию. Попросите ребенка не широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком положении следить глазами за колпачком ручки, которую вы водите перед его лицом вправо – влево. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Следите за языком. Если язык лежит спокойно, без подергиваний – значит с иннервацией все в порядке. А если язык отклоняется в сторону вместе с движением глаз, или извивается как уж на сковородке, при этом еще и пальцы напряглись и пошли в разные стороны – это говорит о нарушениях характерных для дизартрии.
— Речевой негативизм ребенка отрицательно влияет на успешность коррекционной работы. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность осознания им своего дефекта, что часто приводит его к нежеланию (страху) исправлять звук и связанных с этим дальнейших психологических проблем. Поэтому откладывать исправление звуков не стоит.
— Индивидуальные особенности ребенка.
При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различное внимание, память, усидчивость, послушание и много других индивидуальных отличительных черт. Это отражается на скорости работы. Поэтому заранее назвать точные сроки невозможно, но примерно будет видно как ребенок начал заниматься, как «усваивает» новую информацию, да и сами родители видят это. Конечно, будет зависеть от домашних занятий, т.е. закрепления полученных знаний. От речевого окружения, в моей практике был случай, когда девочка научилась говорить»р» (а было горловое произношение, что труднее поддается коррекции), в кабинете все получалось, водила бабушка, мама дома с младшим ребенком сидела. Бабушка сокрушалась, почему дома не слышу правильного звука, через некоторое время, бабушка поняла причину, была на утреннике у внучки, сказала воспитательница так же говорит… (конечно, ничего не имею против воспитателей, просто привожу реальный пример).
И еще раз хочу подчеркнуть, от регулярности занятий, а дети не болея, не вырастают, праздничные каникулы, школьные каникулы (занимаюсь с младшими школьниками, которые при возвращении «забыли» пройденный материал, а работа в основном с ними идет по дисграфии, дислексии), что тоже сказывается на результативности.
— Участия родителей в процессе коррекции.
Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с учителем-дефектологом, все равно работа даже самого лучшего учителя-дефектолога не даст , быстрых результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить). Это подобно занятиям танцам. Для того, чтобы весь танец станцевать, необходимо выучить все па, запомнить все переходы и последовательность и отработать все движения до такой степени, чтобы не задумываться что за чем идет. Так и в произношении: сначала нужно звук поставить изолированно, затем научить речевой аппарат произносить слоги и только потом- слова. А чтобы в речи этот звук был, нужно отработать его произношение в чистоговорках и скороговорках таким образом, чтобы уже не задумываться о том, куда и как поставить язык. «Новая привычка говорить» должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем. В период автоматизации звука, родители могут организовать целенаправленную беседу с ребенком, в ходе которой смогут автоматизировать («тренировать») и контролировать поставленный звук в собственной речи ребенка.
— «Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?» Можно. Но учителя-дефектологи не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения. Бывает, что родители сами не правильно выговаривают звуки, поэтому не правильно формируют ребенку звук, и дети остаются с таким дефектом на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой (специальными упражнениями для губ и языка). И звук у него появляется сам. Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних условиях. Но постановку звука желательно проходить под руководством учителя-дефектолога (получить рекомендации, консультацию). А у других детей имеются более сложные речевые дефекты в комплексе с какими-либо другими нарушениями, связанными с неврологией.
В таких случаях следует работать со специалистами.