Какими дети рождаются — ни от кого не зависит,
но в наших силах сделать их хорошими
через правильное воспитание.
Плутарх
Современная семья несет наибольшую ответственность за воспитание ребенка.
Именно она должна выполнять главную задачу — обеспечивать материальные и педагогические условия для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития юного поколения.
Памятка для родителей по правовому воспитанию
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребенка? ∙ Когда нет безопасности для его жизни и здоровья «я. ∙ Когда его потребности игнорируются. ∙ Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения. ∙ Когда нарушается неприкосновенность ребенка. ∙ Когда ребенка изолируют. ∙ Когда ребенка запугивают. ∙ Когда она не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи «й решения. ∙ Когда она не может свободно выражать свои мысли и чувства. ∙ Когда ее личные вещи не являются неприкосновенными. ∙ Когда ее используют в конфликтных ситуациях с родственниками. ∙ Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
Как реагирует ребенок на нарушение своих прав? ∙ Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.) ∙ Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему. ∙ Он часто бывает в плохом настроении. ∙ Может сбежать из дома. ∙ Может принимать наркотики или алкоголь. ∙ Может делать попытки суицид (покушения на свою жизнь).
Что родители могут сделать для своего ребенка? ∙ Понять, что ребенок — это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно
уважать. ∙ Научить его говорить «Нет», научить защищаться, уметь вести себя безопасно. ∙ Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям. ∙ Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями. ∙ Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными. ∙ Привлекать ребенка для создания семейных правил. Дети в обществе наиболее уязвимы. Дети, права которых нарушаются, часто становятся социально и психологически дезадаптированными.
Памятка для родителей
1. Никогда не занимайтесь «воспитательной работой» в плохом настроении. 2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели. 5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их. 6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы она осмыслила ее. 7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки — не одно и то же. 8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку. 9. Воспитание — это преемственность действий. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Вы должны знать 1. С кем дружит ваш ребенок. 2. Где проводит свободное время. 3. Не пропускает ли занятий в школе. 4. В каком виде или состоянии возвращается домой.
Не позволяйте детям 1. Уходить из дома на длительное время. 2. Ночевать с малознакомым для вас человеком. 3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на
длительное время вашего отпуска. 4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых. 5. Носить чужую одежду. 6. Хранить чужие вещи.
Вы обязаны заметить и отреагировать, когда: — В доме появились чужие вещи (выясните, чьи они) — В доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами); — В доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем испачканные бинты, закопченный посуду (это может свидетельствовать об употреблении наркотических препаратов); — В доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует); — В доме слишком часто является запах средств бытовой химии — растворителей, ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые вызывают состояние одурманивания) — Состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от укол на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о применении ребенком наркотических веществ). Внимание к этому даст возможность родителям больше контролировать и понимать своих детей, понимать их жизнь, повысит правовое образование родителей, поможет им правильно воспитывать своих детей.