Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето

Учитель-дефектолог Лапука Т.А.

В преддверии лета хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций о том, как можно проводить время с детьми с пользой для их развития. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.

Лето —  любимая пора взрослых и детей. Многие родители имеют возможность больше времени проводить со своим ребёнком. Используйте это время для общения и игр со своим малышом. Хотя лето – это отдых от занятий, но ребёнок продолжает развиваться, и можно помочь ему в этом.
Любимое занятие ребёнка – это игра. Играйте с ребёнком везде: дома, на прогулке, на даче, у реки и т. д. Это не только подвижные игры. Интересны и полезны ребёнку, например, речевые игры. В игре пополняется словарный запас, расширяются знания и представления об окружающем мире, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь. Это подготовит ребёнка к занятиям в детском саду, когда он перейдёт в новую возрастную группу.

Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально! Главное помнить, что основная деятельность ребенка — игра, именно в ходе игры ребенок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни.

Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Развитие моторики

— Собирать, перебирать ягоды;

— Полоть грядки;

— Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);

— Играть с глиной, мокрым песком;

— Искать «клад», зарытый в крупе;

— Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

— Бросать и ловить летающие тарелочки;

— Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

— Перебирать крупы;

— Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);

— Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

— Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

— Лепить из пластилина, пластика, теста.

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого и несет развивающий характер. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Попробуйте нарисовать, раскрасить, заштриховать героев сказки, рассказа.

 Родители должны помнить:

  1. Не принуждайте ребенка заниматься, заинтересуйте его. Интерес ребенка-залог успеха.
  2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
  3. Не ругайте ребенка за ошибки. Критика способна разрушить интерес ребенка. Помогайте ребенку исправлять ошибки, делайте все весело, вместе, без принуждений и порицания.
  4. Поощряйте речевую активность ребенка, стимулировать к речи.
  5. Не показывайте, что ожидали от него большего, если он что-то не смог. Главное запастись терпением и не превращать веселые игры в скучные занятия с множеством требований. Если Ваш ребенок заинтересован и делает попытки, то Вы на правильном пути.
  6. Помните, что у Вас замечательный ребенок и вместе Вы способны на многое!

 

Добавить комментарий