Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.
Обязательно подлежит проверке следующее:
1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих;
2) умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой:
• если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;
• к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3—4 букв) слов (дом, пол, соль …);
3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2.000 слов:
• в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, школьная мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;
• ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;
• уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;
4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания (лампа — лампы, стул — стулья, лоб — лбы):
• уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?.., три шара, а пять — … ?);
• понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под);
5) владение связной речью:
• умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста;
• умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.
Важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы.
При этом обратите внимание на следующее:
• задает ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;
• стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, осуществляет несложные опыты, обращается к теле- и радиопередачам и т.д.);
• рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
• участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
• способен ли к длительному сосредоточению внимания, отвлекается ли, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
• свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?
РЕКОМЕНДАЦИИ!!!!!!!!!!!!!
- Создавать благоприятные условия для общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Побуждать детей к активному общению (разговорить детей, чтобы сами стали говорить, а не отвечать).
- Использовать игры-драматизации и инсценировки (общаться в игре и по поводу ситуации — рассказы ребенка о себе). Игры-занятия «Хорошо-плохо» (обсуждение правил, норм, требований).
- Использовать в работе художественную литературу, которая вызывает у детей интерес, чувство юмора и желание слушать ее еще раз, а также пересказывать и обыгрывать. Использовать схемы при составлении предложений, описательных рассказов, игры, использовать план в виде вопросов при сочинении сказок.
- Просмотр и обсуждение картин с детьми, где дети активно вступают в диалог. Использовать различные приемы, например, «вхождение в картину» и т. п.
- Знакомить со словарным составом предложения, формировать язык обобщений. Составлять с детьми словари, где дети с взрослыми дают объяснения значениям слов.
- Использовать артикуляционную гимнастику, игры с пальчиками, скороговорки на занятиях.
ВАЖНО!!!!
- Создание психологически благоприятной атмосферы, в которой возникновение агрессии было бы невозможным.
- Изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникло желание использовать бранные слова.
- Положите конец собственной агрессии .Не отвечать детям насилием на насилие.
- Смотреть с ребенком те передачи, которые он смотрит, учитывая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения.
- Учить детей выражать свое недовольство в социально приемлемых формах.
- Использовать игры, художественную литературу, рекомендуемые педагогами для развития речи и снятия тревожности.