Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Приёмы работы по формированию связной речи.
- Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
- Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
- Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
- Составление описательного рассказа.
Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
— она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
— сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
— на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
— она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.
- Пересказ.
В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.
Речевые игры для детей 4-5 лет.
1. «Подумай и отгадай»
Предложите ребенку ответить на вопрос: кто лает (прыгает, ползает, летает, мычит, хрюкает, плавает и т.д.)?
2. «Бюро находок»
Взрослый предлагает ребенку найти предметы, которые он потерял, описывает их. Например: это предмет круглой формы, его можно катать, бросать и ловить. Что же это? (Мяч).
3. «Расскажи»
Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Лиса какая?» (хитрая, пушистая, быстрая и т.д.); «волк какой?» (кошка, медведь, корова и т.д.)
4. «Один — много»
Взрослый называет один предмет, а ребенок предмет со словом «много». Например: машина – много машин; мяч – много мячей; кошка – много кошек; собака – много собак и т.д.
5. «Назови ласково»
Предложите ребенку назвать предметы «ласково». Например, яблоко — яблочко; мяч-мячик; машина-машинка; кукла – куколка и т.д.
Речевые игры для детей 5-6 лет.
1. «Отгадай загадки»
Взрослый загадывает ребенку загадки об игрушках, фруктах, животных. Затем ребенок загадывает взрослому загадки. Например, это овощ, растет на грядке, зеленого цвета, овальной формы, отгадай, что это.
2. «Скажи наоборот»
Сладкий — горький.
Высокий – низкий.
День – ночь.
Большой – маленький.
Веселый – грустный.
Широкий – узкий.
Сильный – слабый.
3. «Посчитай до 5»
Взрослый предлагает ребенку посчитать, например овощи до 5. Огурец: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов. Так можно посчитать все овощи или фрукты.
4. «Исправь ошибку»
Взрослый предлагает ребенку исправить ошибку в предложениях.
— На яблоне выросли груши.
— Мама сварила картофельное повидло.
— Апельсины и мандарины – это овощи.
— Зимой сажают картофель.
— Из лука варят вкусное варенье.
— Лисенок – это детеныш кошки.
— Собака громко замяукала.
5. «Что лишнее?»
Взрослый называет предметы, ребенок определяет, что лишнее и объясняет почему.
— Помидор, капуста, огурец, яблоко.
— Чашка, кастрюля, сковородка, кровать.
— Кошка, собака, корова, медведь.
— Лед, метель, снег, жара.
— Велосипед, лыжи, санки, коньки.
— Печенье, торт, вафли, ложка.
Дорогие родители, если не уделять должное внимание развитие речи ребенка, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Надеюсь, что предложенные речевые игры будут Вам полезны, для развития речи Вашего ребенка.