Возможности театрализованной деятельности для развития речи
Несложно представить театрализованное действо и предположить, каково его значение в развитии речи участников. Актеры выразительно и эмоционально произносят монологи, ведут содержательные диалоги, демонстрируют богатый словарный запас, пестрят синонимами и эпитетами… Безусловно, этому красивому звучанию предшествуют многочисленные репетиции.
Но, если взрослые могут с помощью театральной деятельности так шлифовать свою речь, то почему бы не использовать элементы театрализации для формирования речевых навыков детишек, которые находятся только на первых ступенях речевого развития?
На самом деле, специалисты и воспитатели давно взяли на вооружение элементы театрализованной деятельности, чтобы развивать речь дошкольников и младших школьников.
Речевые навыки детей развиваются в театрализованной игре, при озвучивании кукол в небольших постановках, которые вполне доступны в дошкольном возрасте.
Включая ребенка в проигрывание небольших сценок, или предлагая ему исполнить роль сказочного героя, взрослые создают условия для развития важнейших речевых умений:
- Использовать готовые речевые обороты
- Тренировать произношение
- Грамотно строить предложения
- Логически формулировать свои мысли
- Интонационно выразительно высказываться
- Осмысливать логические ударения в фразах
Систематические занятия с элементами театральных постановок, а также театрализованные игры оказывают заметное влияние на развитие речи дошкольников. Дети обучаются говорить связно, а это и есть та главная цель, которую необходимо достигнуть в речевом развитии в дошкольном возрасте.
Формы театрализованной деятельности в речевой практике детей
Часто родители настороженно воспринимают рекомендации использовать возможности театрализованной деятельности в развитии своего ребенка. Прежде всего, взрослых отталкивает подготовительный этап: создание нужной атмосферы, подготовка необходимых атрибутов. Но для использования театральных методов не обязательно создавать полноценный домашний театр.
Можно применять как постановку сюжетных сценок с соответствующими реквизитами, или кукольный театр, так и упрощенные методы, которые сводятся к выразительному пересказыванию и дополнению известных сказок и историй.
Сказка — поистине эффективный учитель в жизни ребенка и может активно использоваться для развития речи.
Рассказывание сказок с дополнением
Те же любимые сказки и детские рассказы можно просто читать ребенку, но гораздо больше возможностей для развития откроется, если малыш приобщится к повествованию. Участие в рассказывании (чтении) произведений для детей можно отнести к простейшему виду театрализованной деятельности.
Взрослый, как правило, читает ребенку с соответствующей выразительностью, подчеркивая голосом и интонацией характерные роли. Слушая историю, дошкольник благодаря наглядно образному мышлению выстраивает образный ряд сюжета. Взрослые иногда даже не представляют, как много интересных поворотов в сюжетной линии может добавить их юный слушатель.
Причем, ребенок стремится дополнять, подражая стилю рассказа. Литературный текст развивает звуковую культуру, помогает почувствовать красоту звучания и богатство языка. И дошкольник пытается соответствовать, чтобы его импровизированные вставки звучали подобным образом.
Иногда инициатива внедриться в сюжет исходит от самого ребенка. Но не стоит дожидаться самопроизвольной активности. Взрослые могут побуждать дошкольника соответствующими вопросами. Например:
- Как мог поступить наш герой?
- Почему главный герой совершил такой поступок?
- Кто бы мог еще прийти на помощь?
В старшем дошкольном возрасте можно практиковать групповое сочинение своих коллективных сказок. Каждому ребенку предстоит придумать небольшую часть (2-3 предложения). От этого задача становится посильной даже для тех дошкольников, которые испытывают речевые затруднения.
Дети получают возможность слышать, как формулируют высказывания и раскрывают сюжет другие, как интонационно стараются подчеркнуть характер роли или напряженность событий. Это служит действенным примером для каждого участника, а также развивает слуховое восприятие.
Участие в театрализованном обыгрывании сюжета
Театральные постановки требуют хотя бы минимального костюма. А в дошкольном возрасте любой атрибут помогает войти в роль. Обратите внимание, насколько лучше ребенок изобразит зайчика, если ему надеть шапочку с заячьими ушками, нацепить хвостик…
Исполнение роли накладывает на ребенка важные обязательства. Он должен говорить не то, что вздумается, а то, что предусмотрено сюжетом заранее или то, что соответствует разворачиванию действий, если имеет место импровизация.
В таких условиях говорить и сложнее, и проще одновременно. Сложнее, потому что нужно формулировать отражающие содержание фразы, подбирать подходящие слова. Если это монологическая речь, то она должна быть связной, чтобы окружающие понимали смысл сообщения. Проще, потому что есть готовый текст, много раз рассказанный-пересказанный. А значит, многие фразы воспроизводятся малышом автоматически.
У маленького артиста благодаря разучиванию и исполнению роли обогащается словарный запас, развивается выразительность речи. Ребенок стремится передать интонацию, соответствующую его герою, пытается делать смысловые акценты.
Речь, как и любой психический процесс, развивается в тренировках. Театрализованная деятельность практически идеальная тренировочная среда для дошкольника, потому что она всегда разная, отличается от заорганизованного монотонного занятия. И польза очевидна. Наряду с тем, что у детей обогащается речь и развиваются навыки связно высказываться, они начинают лучше слышать друг друга, становятся более артистичными и раскрепощенными.
Учитель-дефектолог Ирина Валерьевна Кузнецова