Математическое развитие ребенка способствует формированию интеллекта ребенка, познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Многие родители думают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать, но это не так.
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается развитию логического мышления ребенка, которое подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно — следственной связи. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.
На сегодняшний день существует множество настольно — печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях в дошкольных учреждениях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду.
Хотим познакомить вас с некоторыми логическими задачами, игровыми упражнениями, способствующими развитию логического мышления по формированию элементарных математических представлений.
Логические задачи:
• Курочка стоит на одной ноге. Ее вес на одной ноге 2 кг. Сколько килограмм станет весить курочка, если встанет на две ноги? (2 кг.)
• В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе? (Трое)
• В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Шесть)
• Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все забрали)
• Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)
• Ваня забрёл в комнату, в которой есть свечка, газовая плита и керосиновая лампочка. Что зажечь Васе в первую очередь? (Спичку)
• Антон разломил ветку на три части. Сколько надломов сделал мальчик? (Два).
Если ваш ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае вы должны помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, спросите его, что он узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ваш ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Логические игры и упражнения:
Игра «Сколько?»
Цель: развивать умение задавать вопросы, выделять свойства.
Описание игры: взрослый раскладывает блоки в любом порядке и предлагает придумать вопросы, начинающиеся со слов «сколько…». Варианты вопросов: сколько больших фигур? Сколько красных фигур в первом ряду? Сколько кругов? И т.д.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: первый ребенок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные – показывает всем и кладет на свое место «рубашками» вверх, стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше, чем остальные, парных карточек.
Игра «Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.
Игра «Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.
Советы родителям.
1. Обязательно поиграйте сначала в игры сами! Во-первых, вы получите представление о каждой игре, поймете, чем ее можно дополнить, во-вторых, вы «будете знать, с какой игры начинать, когда и какую новую игру вводить».
2. Обязательно играйте вместе с малышом! Играя с ребенком, не опережайте его.
3. Заинтересуйте малыша игрой, пробудите в нем интерес к развивающим играм!
4. Каждый успех малыша встречайте улыбкой, похвалой. Хвалите, но не перехваливайте!
5. Всегда нужно уметь показать ребенку, что он еще не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать еще лучше. Хвалите конкретно, а не абстрактно!
— Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая. Если все линии будут прямыми, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка!
— Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера.
— Смотри, как точно нарисован у тебя круг. Ни одного хвостика, и двойных линий нет.
1. Пусть ребенок учится сам себя оценивать! — Что, по-твоему, тебе сегодня особенно удалось? — Что еще не совсем получилось?
2. Не заставляйте ребенка играть, а создайте такие условия, чтобы у него появилось желание: пригласите его друзей и организуйте игру. Можно и самим начать играть, ребенок будет наблюдать за вами и, скорее всего, втянется в игру.
3. Игру нужно заканчивать, как только увидите, что малыш стал отвлекаться, терять интерес!
4. Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка, тем более оскорблений — они вызывают у малыша раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к играм.
5. Не решайте задачи за ребенка и не подсказывайте ему!
6. Учите ребенка самостоятельно находить и исправлять ошибки!
подготовила воспитатель старшей группы Остапчук В.А.