Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Старший дошкольный возраст (пять-семь лет) – это период, когда происходят существенные изменения в организме ребенка. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. В этот период идет так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если в младшем дошкольном возрасте преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то у старших дошкольников активно развивается произвольное внимание. Ребенок уже начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. В старшем дошкольном возрасте у детей развивается произвольная зрительная и слуховая память. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. В старшем дошкольном возрасте, при высоком уровне развитие наглядно-образного мышления, начинает развиваться логическое мышление, это способствует развитию способности выделять существенные признаки предметов окружающего мира, а также способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. Различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов, способствует развитию творческого воображения.

Речь. В старшем дошкольном возрасте, обогащается словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические предложения.

Психическое развитие и становление личности к семи годам, тесно связано с развитием самосознания. У детей формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, для них важна оценка педагога, и не маловажна оценка сверстников, одобрение взрослых и родителей. Ребенок способен осознавать себя и то положение, которое он занимает в семье в данное время, а также в детском коллективе сверстников. Формируется осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе, внутренних позиций. В качестве такого важного новообразования выступает соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Стремление детей к самоутверждению происходит в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы жизнедеятельности.

Игра несмотря на то, что является ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста не удовлетворяет полностью ребенка. У ребенка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять другое место в общественно-значимой деятельности, ребенок стремится принять новую социальную позицию – «позицию школьника», что является одним из важнейших этапов этого возраста.

Успешность обучения, в дошкольном возрасте, во многом зависит от подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, выносливостью его функциональных систем. Ребенок должен быть физически подготовлен к этой, достаточно трудной в умственном и физическом плане, работе. Поэтому консультация медицинских работников обязательна на этапе подготовки к школе. Так как наличие у дошкольника острых и хронических заболеваний или недоразвитие функциональных систем, требуют для него специфических усилий.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевается оптимально-достаточный, сформированный уровень психического развития, который необходим ребенку для освоения школьной программы. От того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность — это готовность дошкольника к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Такая позиция предполагает отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам своего труда. Социально-личностная готовность предполагает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности, проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему. Чрезмерная робость, застенчивость в общении, или наоборот -безразличие, могут затруднить процесс адаптации к школе, в таком случае, требуется внимательное отношение со стороны родителей и учителей.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению – это ребенок должен овладеть определенной системой знаний и умений. Здесь важно не переусердствовать, потому как – чрезмерно умный и грамотный ребенок сможет быстро утратить свой познавательный интерес к школе.

У ребенка должна быть сформирована способность: обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе, включает в себя сформированность определенных навыков, умений управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Волевая готовность включает в себя сформированность волевых качеств: способность ставить цель, принимать правильные решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, трудностей, способность оценивать результат своего действия.

Практика доказывает обратное, что непрерывная образовательная деятельность только помогает детям подготовиться к школе, а для полной и качественной подготовки, необходима помощь семьи и родителей. Ребенку необходимо постоянное закреплять полученные знания, сделанное дома, он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в дошкольном учреждении, ему нужно поделиться дома с родителями.

 

Добавить комментарий