Консультация для родителей воспитанников
Нейропсихология — это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге.
Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:
- Снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
- Нарушение мыслительной деятельности;
- Недостатки в речевом развитии;
- Снижение функции внимания и памяти;
- Несформированность пространственных представлений;
- Недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.
Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:
Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание, как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.
Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).
Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.
Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).
Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.
В детском возрасте применяют две методики коррекции:
двигательную;
когнитивную.
Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.
Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.
Полезные рекомендации
Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:
1.Не стоит сразу ожидать результатов.
Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.
- Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша.
Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.
3.Установить внешние рамки.
Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.
- Во время работы лучше использовать сразу несколько игр:
для развития внимания,
для снятия напряжения,
для регуляции воли,
для закрепления результатов.
Детям с 2 до 3 лет:
Игры с мячом
— кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);
— ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире) ;
— перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами «бах», «бум», «лови», «кидай»);
— сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект;
— для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами «толкай», «кати»… ;
— отталкивать руками (и ногами) фитбол;
— футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени);
— для более старших подбрасывать мячик вверх и ловить его;
— кидать об стену и ловить;
— кидать об пол и ловить ручками.
Пальчиковые игры
У деток с задержкой речевого развития пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.
Игры с дыханием
Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности.
Такие игры:
— дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумажки в ворота);
— дуть на пёрышко;
— надувать мыльные пузыри;
— сдувать пену с ладошки;
— дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену;
— дудочки и флейты;
— дуть на кораблики, плавающие на воде;
— задувать свечки, в том числе и плавающие;
— сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.
Прыжки на месте (с 2х лет), прыжки двумя ногами по коврикам («зайчик»). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними), так и в шахматном порядке.
Ходить по одной линии (удержание равновесия, ощущение средней линии тела). В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, прыгали, ремешки.
Прослеживать глазами
Интегрирует два полушария. Следить за любимой игрушкой, конфеткой или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.
Ползание
Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше ползать (по-пластунски, на четвереньках). Вот некоторые варианты:
— создать туннель из стульев, а ребёнок должен под ними проползти;
— проползти через «живой» туннель из взрослых;
— кататься «брёвнышком» (Следить, чтобы руки и ноки были прямые. Самых маленьких перекатывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами);
— бегать на четвереньках на перегонки;
— катать игрушку на спине.
Игры с 4 лет
«Фотограф».
Взрослый превращается в капризного фотографа, который никак не может рассадить игрушки, чтобы сделать фото. В этом случае к игре привлекают ребенка и просят рассадить игрушки правильно: Куклу справа от медведя, слона слева от куклы, построить за игрушками пирамидку из кубиков. Перед игрушками выложить коврик из пазлов. Сделав фото, можно изменить положение игрушек. После на компьютере рассматривая фото, можно спросить у ребенка, где какая игрушка находится.
«Что сначала, что потом?»
Детям задают вопросы: Какое время года закончилось? Какое время сейчас? Какое будет потом? С какого времени года начинается год? После какого сезона идет весна? Можно разложить перед ребенком картинки и предложить ему разложить их по порядку − по временам года.
«Найди такую же цифру».
Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
«Узнай цифру на ощупь».
В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру, например 1.
«Составь фигуру».
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
«Большие, маленькие, средние».
Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
«Собери картинку».
Любую картинку (открытку), разрезают на 3 — 4 части, (затем на 6-8 частей) и предлагают ребенку собрать картинку. Для детей 6-7 лет лучше подобрать упражнения, где ему нужно будет научиться конструировать, вырезать, делать аппликации. Ему нужно идти в школу, и он должен быть готов к ней.
«Мама – робот»
Эта игра помогает ребенку улучшить свои навыки планирования при помощи речи и сопоставлять их с результатом. Мама ничего не может сама, она – робот, который следует командам ребенка. А его задача – быть хорошим проводником и давать как можно более точные указания. Например, он должен помочь маме сделать бутерброд, пошагово объясняя, что и зачем нужно делать (в конце нужно обязательно спросить – того ли результата малыш ожидал, или где-то скомандовал неправильно). Можно помочь маме дойти из одной комнаты в другую с закрытыми глазами и взять там какую-то вещь так, чтобы не задеть ни один предмет на пути (некоторые можно расставить специально). Такая игра, помимо прочего, развивает и пространственные представления (право-лево, выше-ниже).
Желаю удачи и успехов!