За один поступок должно быть только одно поощрение либо наказание. Поощрение должно быть соизмеримо с затраченными усилиями, а наказание – с проступком и возрастом ребенка. Объясняйте ребенку, что именно в его поведении или поступке стало причиной поощрения или наказания. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях, не противоречьте себе и другим членам семьи.
РЕБЕНКА НУЖНО ХВАЛИТЬ:
- Еще немного, и у тебя все получится.
- Здорово, что ты так быстро все понял и сделал сам.
- Как ты хорошо все запомнил!
- Можешь научить меня делать точно так же?
- Продолжая так работать, ты обязательно добьешься отличных результатов!
- С каждым разом у тебя получается всё лучше и лучше.
- Твои успехи для меня — самая большая награда.
- Теперь ты чувствуешь свои возможности?
- Ты молодец! Ты мне так помог.
- Ты так много сделал сегодня.
- Это был очень взрослый поступок, ты растёшь на глазах.
- Я горжусь тем, как ты сегодня поработал.
- Я знала, что ты справишься.
- Я знаю, как это тяжело, но ты молодец, что не сдаёшься.
- Я очень ценю твою помощь.
Помните!
Любые физические наказания перечеркивают воспитательную работу с ребенком.
Дети, подвергшиеся дома физическим наказаниям, не верят в доброе слово взрослых.
После ”ремня“ дети не чувствительны к другим мерам воздействия.
Поощрение и наказание — методы воспитания, известные каждому родителю.
Мы поощряем, когда хотим показать, что ребенок поступил правильно. Мы наказываем, когда хотим показать, что так поступать нельзя. Однако задумываемся ли мы о том, как поощрять так, чтобы ребенок сам захотел поступать правильно? Задаемся ли мы вопросом, как наказать и не причинить при этом вреда, не вызвать агрессию в наш адрес?
Правила, которые помогут повысить эффективность поощрения и избежать негативных последствий наказания.
- Поощряйте ребенка за новые успехи постоянно, а не от случая к случаю.
- Искренне интересуйтесь успехами ребенка.
- Поощряйте достижение определенных результатов, а не формальное участие.
- Сообщайте ребенку о значимости достигнутых результатов.
- Сравнивайте достижения ребенка с его предыдущими успехами, а не с результатами других детей.
- Учите ребенка стремиться к высоким результатам, а не сравнивать его результаты с достижениями других.
- Связывайте результат с затраченными усилиями ребенка, а не с удачными обстоятельствами.
- Помогайте ребенку заинтересоваться новой работой, когда прежнее задание выполнено.
- Не наказывайте ”сгоряча“. Узнайте причины и мотивы проступка и только потом принимайте решение. Несправедливое наказание может озлобить ребенка.
- Наказание не должно унижать, оскорблять ребенка, причинять вред его здоровью.
- Будьте тактичны и уважительны. Давайте оценку поступкам ребенка, а не его личности.
- Назначенное наказание можно отменить только в том случае, если выяснилось, что оно несправедливо. Будьте последовательны в своих действиях.
- Нельзя наказывать ребенка, если он не справился с поручением, которое не соответствует его возрасту и развитию