Лапука Т.А.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, позволяющий опосредованно и обобщенно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениям. Мышление позволяет человеку выйти за пределы непосредственной ситуации. Мышление формируется на основе чувственного опыта и практического действия (Дефектология, 2005).
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Проблема соотношения нарушений мышления и речи в условиях речевого дизонотогенеза является ключевой в логопсихологии. Именно поиски решения этой проблемы инициировали развитие логопсихологии как отдельной отрасли научных знаний. Взгляды исследователей на взаимоотношения расстройств мышления и речи в структуре речевого дефекта изменялись на процессе развития психологии лиц с нарушениями речи. Первоначально доминировала позиция, согласно которой, патология интеллектуальной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи считалась первичной. К настоящему времени утвердилась точка зрения, согласно которой интеллект при тяжелых нарушениях речи первично сохранен. Нарушения мышления при недоразвитии речи выражены нерезко и имеют сложную структуру, включающую в себя недостаточность регуляции интеллектуальной деятельности, особенности развития невербального мышления и специфические черты вербального мышления.
Большинство исследователей склоняются к тому, что в целом дети с ОНР интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных заданий вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Отмечается у таких детей сохранность познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и вместе с тем своеобразие отдельных сторон мышления (Калягин В.А., 2014).
Приведенные игры и упражнения помогут родителям в играх с их детьми.
Игры и упражнения, направленные на развитие мышления
Игры на улице
- Узнай по описанию
Оборудование: не требуется
Содержание: родители предлагают ребенку узнать по описанию предмет или явление.
Примеры:
1.Он выпадает зимой
Они показывают время
На этом жарят блины/ варят суп
Этим моют голову/чистят зубы, моют руки
Этим режут хлеб
Этим причесываются
В это смотрятся
Это читают (книга, газета, журнал)
Этим гладят белье и т.д.
Бывает – не бывает
Оборудование: не требуется
Содержание: родители называют ребенку фразы, а он должен определить бывает такое или не.
Примеры:
- Летом идет снег
- Кошки бывают зеленого цвета
- Собаки мяукают
- Каждое утро мы ужинаем
- Волк боится зайца
- В чай кладем соль
- Улицу надо переходить на красный свет
- Дед мороз приходит летом
- Ночью светит солнце
- Лиса любит морковку
- Продукты хранят в плите.
- На столе сидят
- Противоположности
Оборудование: не требуется
Содержание: мама предлагает ребенку закончить предложения
- мышка маленькая, а лев ..
- зимой холодно, а летом…
- конфета сладкая, а лимон…
- днем светло, а ночью…
- диван мягкий, а табурет…
- чай горячий, а мороженое…
Найти как можно вариантов исключения лишнего
Оборудование: три любых предмета для сравнения (на улице это можно выполнять, опираясь на окружающие объекты)
Содержание: мама предлагает ребенку найти как можно больше вариантов исключения одного из предметов. Например, мама, папа и дочка: папа лишний потому что он — мужчина, а остальные женщины, мама – потому что она в плаще, а остальные в куртке, дочка – потому что она ребенок, а остальные взрослые).
Назови одним словом
Оборудование: не требуется
Содержание: мама предлагает ребенку назвать одним словом (3-4 объекта).
Примеры:
- Лук, помидор, огурец – это…
- Банан, яблоко, апельсин – это…
- Осина, дуб, береза – это…
- Слон, обезьяна, жираф – это…
- Лиса, волк, медведь – это..
- Сравнение понятий
Оборудование: не требуется
Содержание: мама называет ребенку пары слов и просит найти, чем похожи эти объекты и чем отличаются. При нахождении общего родители должны стимулировать ребенка называть обобщающее слово.
Примеры:
- Яблоко и груша
- Свекла и морковь
- Береза и дуб
- Кошка и собака
- Карандаш и краски
- Платье и брюки
- «Для чего еще нужна чашка…»
Оборудование: не требуется
Содержание: мама предлагает ребенку перечислить как можно вариантов использования чашки (ложки, линейки, карандаша и т.д.). Лучше называть варианты использования по очереди. Мама начинает игру: «Из чашки можно пить. А еще в чашку можно поставить карандаши. А что еще?». Вариантов, как показывает практика авторов, может быть бесчисленное множество.
«Покажи мне…»
Оборудование: объекты окружающего мира.
Содержание: мам просит ребенка назвать все предметы, которые он видит и которые относятся, например, к транспорту.
Варианты
На кухне: покажи овощи, фрукты, посуду
В комнате: покажи одежду, игрушки, мебель, электроприборы
На улице: покажи деревья, цветы.
Игры дома
- Исключение лишнего
Оборудование: ряды для исключение
Содержание: мама просит ребенка прослушать слова, сказать, что лишнее и объяснить почему.
- Чашка, стакан, ложка
- Огурец, помидор, яблоко
- Банан, апельсин, хлеб
- Тарелка, вилка, конфета
- Носок, майка, кубики
- Кукла, мячик, чашка
- Книга, газета, ножницы
Внимание! Игра на слух проводится не раньше 5, 5 лет. До этого возраста используется наглядный материал. При обосновании исключения обращайте внимание ребенка на обобщение и исключение, исходя из родовых признаков. Например, в первом случае лишняя «ложка» — т.к. это столовый прибор, а остальное – посуда. Вариант обобщения «ложкой едят» тоже правильный, но он основан на функциональном, а не родовом обобщении.
«Продолжи ряд»
Оборудование: объекты окружающего мира. Примеры того, что можно использовать.
На кухне: крышки от бутылок
В комнате: прищепки, пуговицы, гайки, вилки и т.д.
На улице: желуди, камни, листья и т.д.
Содержание: мама составляет ряд, например, крышка от бутылки, гайка, пуговица, крышка от бутылки и просит ребенка продолжить ряд.
Вариант игры: на листе бумаги рисуется ряд, которые необходимо продолжить.
Складывание разрезных картинок
Оборудование: разрезанные картинки. Можно использовать открытки, иллюстрации из журналов и рекламных проспектов.
Содержание: мама предлагает ребенку собрать разрезанную картинку из частей, опора на целую картинку при этом не дается. Лучше начинать с картинки, разрезанной на 4 части, постепенно увеличивая количество разрезов и сложность изображения на картинке.