Особенности нарушения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные  с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать»), что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить. .

У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с нарушением речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Общее недоразвитие речи сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системы грамматики родного языка.

Выделяют следующие неправильные сочетания слов в предложении при ОНР:

  • неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
  • неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  • неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
  • неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан);
  • неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

Характерные ошибки в употреблении предлогов:

— опускание предлогов (Паток лезит тумке – платок лежит в сумке);

— замена (кубик упай и тая-кубик упал со стола);

— недоговаривание ( полезя а дево-полезла на дерево, посля а уиса-пошла на улицу).

Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна – окны, стулья – стулы).

Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных в роде, числе, падеже.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕЧЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА!

Добавить комментарий