Любая художественная деятельность детей требует организации предметной — пространственной среды. Поэтому, важно правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества в доме.
Художественный материал должен включать в свой список: гуашь и акварель двенадцати цветную, кисти — тонкую №2, среднюю №3-4 и толстую №7, жесткая щетинистая кисть №3, № 5; простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Бумага — листы из альбомов (хорошая, плотная, разного формата). На такой бумаге ребёнку удобно рисовать карандашами, акварельными красками, гуашью. Она не промокает и не коробится. Большой формат не будет ограничивать движение руки. Форма листа может быть разной, вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды). Цветная бумага или тонированная бумага тоже вам пригодиться. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить ребенку разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё. Гуашь — это первые краски для знакомства ребенка. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала ребенок знакомится с основными цветами, а затем со всем набор красок. Гуашь — это кроющая, непрозрачная краска, поэтому, при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, необходимо развести её водой, до консистенции сметаны. Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 6-10. В старшем возрасте ребенок рисует более тонкими кисточками: №4, №3 и тонкой №2-1. Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками. Льняные, махровые тряпочки или бумажные салфетки нужны для удаления лишней влаги. Понадобится и подставка для кисти, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование. Цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки (чем старше ребенок, тем количество цветов прибавляется). Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в пенал и не забывайте про технику безопасности (отточенным концом вверх карандаши устанавливать нельзя, класть только горизонтально). Для рисования ребёнку можно давать и восковые мелки. Мелки представляют собой короткие восковые палочки. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши. Фломастерами рисовать легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут. А сами колпачки могут понадобится как печати для нетрадиционного рисования, что т.же вызывает у детей достаточно большой интерес. Ватные палочки рекомендуется использовать для рисования только в присутствии взрослых, что связано с сохранением здоровья ребенка.
Как правильно подготовить рабочее место?
После того, как вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельностью материал, позаботьтесь о рабочем месте для творческой деятельности. Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Перед занятием рекомендуется краткосрочное проветривание помещения. Мебель подбирается в соответствии с ростом ребенка. Постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
Родители сами могут показать ребенку как можно и нужно рисовать, но на отдельном листе. В работу ребенка вмешиваться не рекомендуется, это ведь его творение. А когда ребенок закончит свою изобразительную деятельность, спросите: Что это такое?, Что у тебя получилось? Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться долго. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи. Во время занятия и после него предложите ребенку подвижную деятельность или игру, чтобы дать возможность расслабить мышцы и снять накопившееся напряжение. Для сохранения здоровья глаз родители с ребенком могут провести гимнастику для глаз, а для развития моторики перед занятием провести с ребенком пальчиковую гимнастику. Рисование может быть продолжением сказки или стихотворения, для закрепления в памяти ребенка какого-либо сюжета из художественного произведения.
Не нужно заставлять ребенка рисовать, но всячески стимулировать и поощрять этот вид деятельности приветствуется. Ведь детям очень важно слышать похвалу и принимать угощение после своего труда. А давая работе ребенка объективную оценку, носящую мягкий рекомендательный характер, мы даем ребенку понять, что мы т.же заинтересованы в его хорошей работе и плодотворном труде.
И помните! Все материалы для рисования должны быть безопасными для ребенка, а сам процесс рисования должен проходить в спокойных условиях. Музыкальное сопровождение приветствуется как фон!!!