Воспитатель степусь Т.В.
Детство — ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии.
Начальное звено в развитии ребенка — семья как основа психофизиологического здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем. Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.
К положительно влияющим на здоровье ребёнка факторам относятся: -соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. К отрицательным факторам относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.
Семья для ребёнка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребёнок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
- Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнку при взаимодействии с внешним миром.
- Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
- Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
- Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определенный тип поведения.
- Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребёнок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости… Ребёнку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка делают ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша. Учеными неоднократно было доказано, что психическое здоровье ребенка формируется в дошкольном возрасте. Если в семье часто происходят скандалы, и дети все это видят, то детская психика, безусловно, страдает. Дети становятся нервными, капризными, раздраженными. У них могут появиться страхи, неврозы и даже психические болезни. Для того, чтобы психика ребенка была в норме, родителям необходимо создать благоприятную обстановку в семье, не конфликтовать при детях, больше общаться с ребёнком, способствовать развитию талантов, дать возможность принимать самостоятельные решения.
Ребенок – это полноправный член семьи, который имеет право на свою личную точку зрения при решении вопросов. Гармония отцовства и материнства вводит ребёнка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности. С первых лет своей жизни ребенок усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Однако семья может таить в себе и негативные факторы семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе:
• неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики; • бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; • авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; • безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; • отсутствие нормального психологического климата в семье; • фанатизм в любых его проявлениях; • безграмотность в педагогическом отношении; • противоправное поведение взрослых.
В семье должна быть выстроена система принципов семейного воспитания: • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; • родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего; • воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; • диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; • личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей; • воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; • все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре; • оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.