Ваш малыш хорошо развивался от рождения, он здорово вас понимает, но в свои 3 года ничего не говорит.
Все чаще к психологам и докторам ведут таких детей. В чем же дело?
Печально, но в наше время число детей с задержкой речевого развития стало значительно больше.
В чем же дело, если ребенок вроде бы здоров, но не владеет речью в соответствии со своим возрастом?
Причин может быть много. Это могут быть биологические факторы, то есть то, что до рождения малыша происходило с родителями, а также течение беременности, роды и тд. И ряд психологических причин. И часто родители бывают очень удивлены, когда психологи выявляют что-то, совсем кажется не влияющее на речь.
Прежде чем вести ребенка к логопеду, надо пройти диагностику у психолога . Если есть хоть малейший намек на медицинские причины задержки речевого развития, необходимо обязательно посетить рекомендованных специалистов. И, если это необходимо, принимать назначенное лечение.
И, как правило, даже в случае с медицинскими причинами, глубокие психологические проблемы могут параллельно притормаживать развитие ребенка. Что же может быть не так? Иногда для выявления психологических причин задержки речевого развития достаточно просто проконсультироваться с детским психологом и начать рекомендованную тактику по развитию речи — индивидуальные или групповые коррекционные занятия. А иногда необходимо искать причину , работая со всей семьей в системном подходе.
Развитие речи ребенка тесно связано с гармоничным развитием в целом, со средой, в которой он растет, с тем, как идет процесс воспитания, с особенностями родителей, наличием братье, сестер и тд.
Самое первое, что важно – это общение. Ведь ребенок не обладает врожденными знаниями родного языка. Каждый ребенок имеет способности к усвоению правил родного языка, но лишь в процессе общения с окружающими, формируется правильная речь. Важно, чтобы с раннего младенческого возраста ребенок был в среде, где с ним говорят, его любят, за ним ухаживают, его бережно развивают.
Почему так происходит? Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Слова – это выражение мыслей. И , если мыслительный процесс снижен или отсутствует, то и речь отсутствует.
Однако, все чаще встречаются случаи, когда речевое развитие отстает от развитие мышления. И тут как раз психолог поможет выявить причины и подсказать, как все исправить. И, конечно, нет волшебного средства, чтобы сразу и мгновенно не говорящий ребенок начал ясно излагать свои мысли. Семья должна постараться помочь малышу. И это может быть очень увлекательно и весело! Ведь большинство способов развития самых маленьких основаны на игре.
Рассмотрим несколько основных причин задержки развития речи. Каждый ребенок индивидуален, и бывают случаи, когда задержка речевого развития объясняется личностными особенностями малыша. Другие причины задержки речевого развития могут быть вызваны перекосами в вопросах воспитания. Некоторые родители считают, что с маленьким незачем общаться, он все равно ничего не понимает. И так получается на самом деле. В такой неблагоприятной среде ребенок на самом деле к трем годам не понимает ничего и не может ничего сказать. Другая сторона , когда, наоборот, родители по первому взмаху ресниц ребенка несутся выполнять любую его прихоть, он становится главным не потому, что маленький, а просто главным, кого всегда и все понимают без слов. Зачем такому ребенку говорить? Если даже его вдруг не так поняли, он просто закричит. И будет криками требовать то, что ему надо, пока не получит.
Причинами более серьезного характера могут иметь органический характер. Когда после перенесенных заболеваний, травм, нарушается работа некоторых отделов мозга. Снижение слуха, зрения, нарушения моторные или мыслительные — все это, к сожалению, влияет и на развитие речи.
Важными факторами, влияющими вообще на развитие речи, и , в частности, на речевое развитие, являются: курение матери во время беременности, зависимость от химических препаратов, гинекологические инфекционные заболевания матери, недавно перенесенный аборт матери, ряд хронических заболеваний матери, нарушения осанки матери, что может осложнить роды и привести к травматизации при родах, родовые травмы (прежде всего, нарушения в шейном отделе позвоночника).
В любом случае, если исключены тяжелые медицинские причины, родители совместно со специалистами, могут помочь ребенку начать хорошо говорить . Главное, терпеливо продолжайте общаться со своим малышом.
Еще с рождения ребенок наблюдает за мимикой лица матери, движением ее губ, слушает ее голос. Ребенок уже отличает лицо матери от других. Новорожденные слышит все звуки вокруг, учится выделять среди них звуки речи. Это предреченные упражнения. Уже в 3 месяца ребенк начинает лепетать что-то на своем языке, общаясь с мамой. Он улыбается другим близким людям, идет на контакт. В 6-7 месяцев ребенок может произносить отдельные слоги. Родители должны повторять и произносить все слоги, которые произносит малыш. Таким образом, идет стимуляция ребенка на активное воспроизведение разных звуков.
К 10 месяцам ребенок может уже произносить некоторые простые слова. Взрослым же помимо стимуляции развития речи, необходимо развивать сенсорное восприятие мира. То есть подключать активно все органы чувств: осязания, обоняния, слуха, вкуса и зрения. В этом помогут все члены семьи, наличие разнообразных игрушек, игры.
К 12 месяцам для ребенка любое слово приобретает собственный смысл. И надо не останавливаться, больше играть с малышом, разговаривать, называть предметы и явления, петь, читать , играть с ним. Это все требует вашего терпения, дорогие родители, и времени. Не пожалейте эти ресурсы, именно они дают залог будущему вашего малыша. Для облегчения вашей работы по развитию и воспитанию вашего малыша существует большое подспорье в виде книг, игр, игрушек. Существуют группы по развитию детей, которые ведут психологи. И главное, есть ваша любовь и внимание по отношению к вашему малышу.
Этапы развития
Некоторые мамы радуются, что их дети очень рано (около 1–1,5 года) начинают говорить правильными предложениями, используя довольно обширный лексикон. Однако подобные явления нередко приводят к срыву нервной системы. Таким детям необходим отдых, прогулки на свежем воздухе, минимум впечатлений и умеренные разговоры.
Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40–50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.
Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.
И, разумеется, обязательно покажите малыша отоларингологу и невропатологу. Ведь только специалист сможет определить наличие и степень серьезности заболевания или назначить правильное лечение. Если проблем со слухом у малыша нет, то ребенком будет заниматься невропатолог.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!