Культура речи в семье

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

       Дети  —  наша гордость. В них все нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом  — как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка?

Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.

Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга — все это имеет свое определенное значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребенке воспитывается стремление быть хорошим. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребенок становится равнодушным к добру и красоте. Еще В.  А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека  —  это зеркало его духовной культуры».

В слове  —  суть мысли. Вот почему важно с самого раннего возраста учить ребенка мыслить и обозначать мысль словом, общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Ребенок  —  великий наблюдатель и подражатель  —  замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому важной задачей является установление взаимосвязи между уровнем представления о речевом этикете у детей и родителей. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Принципы и нормы культуры общения формировались веками.

Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно  — нравственно  — красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости. Доверия, дружелюбия  — непременное условие воспитания культуры общения. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности.

Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.  Воспитание речевой культуры у детей  начинается с  тишины. Ведь тишина  —  благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитание культуры речи. И это очень важно. Ведь трудно научить детей, постоянно находящихся в шумной обстановке,  разговаривать спокойно, вежливо, управлять интонациями и силой голоса.  Дети не только приобретают знание норм речевого этикета с взрослыми и сверстниками, но и  используют эти знания. Они относятся друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшается число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогащается их лексический запас, он пополняется словами и выражениями из словаря речевого этикета.

Именно общая духовная жизнь, основанная на благородных идеалах, способна обогатить каждого члена семьи — и маленького и большого.

Способы, как расположить к себе людей:

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Будьте хорошим слушателем.
  4. Давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне.

      О взрослых людях  говорят: «Что посеешь  —  то и пожнешь». Но, чтобы увидеть в детях что-то хорошее, нужно самим быть такими: вежливыми и культурными.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!

Добавить комментарий