С момента рождения человек сталкивается не только с глобальными природными и социальными катастрофами, но и постоянно переживает индивидуальные жизненные события, которые требуют от него адаптированных и гибких способов совладания. Злоупотребление, жесткое обращение, агрессивное обращение, пренебрежение, синдром опасного обращения с детьми – это широкий, но неполный диапазон наносящих вред ребенку действий со стороны людей, которые опекают ребенка и должны заботиться о нем. Эти действия создают серьезную угрозу психическому здоровью, развитию и безопасности ребенка, нарушая его право на защиту и заботу.
Под физическим наказанием мы понимаем использование или реальную угрозу использования физической силы по отношению к ребенку человеком, являющимся фигурой авторитета или власти, в целях прекращения нежелательного, не одобряемого поведения ребенка, его дисциплинирования или побуждения к желаемым действиям и поступкам. Многие исследователи регулярность или цикличность применения насилия рассматривают как важный показатель проявления агрессивности. Поэтому регулярное физическое наказание выступает инструментальным, агрессивным способом дисциплинирования, применяемым с целью и смыслом, не становящимся и не переходящим в насилие.
В 1994 году зарубежные исследователи подсчитали, что 70% — 90% американских родителей шлепают детей дошкольного возраста, причем некоторые родители – порядка 5 раз в день. Авторами было выявлено что существует зависимость уровня наказаний от пола ребенка и уровень физических наказаний выше в 5 лет, чем в 2 года. Так, родители применяют более частые физические наказания в более грубой форме к девочкам в возрасте 5 лет, чем в 2 года, в то время как для мальчиков уровень наказаний был более высок в 2 года и значительно не увеличивался. Девочки более защищены от физических наказаний в первые годы жизни, что является следствием благоприятных родительских ожиданий, а также хорошим поведение девочек. К пяти годам, однако, уровень физического наказания девочек приближается к уровню наказания мальчиков, возможно, по причине того, что в более старшем возрасте нарушения норм становятся распространенным явлением среди детей, и девочки участвуют в этом не меньше, чем мальчики.
Потенциальный риск для детей, связанный с подобным поведением, включает рост вероятности детского психологического дистресса, рост уровня детской агрессивности, вероятность развития пограничного личностного расстройства.
Негативные взаимоотношения в браке, которые проявляются в конфликтах и враждебности, идентифицированы исследователями как наиболее вероятный фактор, разрушающий процесс воспитания ребенка. Родители, переживающие разногласия в браке, с большей вероятностью демонстрируют грубость, вседозволенность и противоречивость в процессе воспитания ребенка. Однако не все конфликты, возникающие в браке, одинаково вредны для взаимоотношений в браке и для воспитания ребенка. Супружеские пары, которые спорили, но их поведение в споре оставалось позитивным, не вставали перед проблемой использования грубых методов воспитания ребенка, отцы использовали агрессивные стратегии воспитания только в том случае, когда в процессе разрешения конфликта между супругами проявлялась жестокость друг к другу.
У некоторых родителей физическое наказание может быть скорее вызвано агрессивностью. Заложенной внутри личности, нежели техникой воспитания, выбранной по причине ее эффективности как средство против неправильного поведения.
Более частые и более жестокие физические наказания детей в семье могут быть следствием двух различных процессов – высокого уровня супружеского конфликта или личностной враждебности. Наличие любого из этих факторов одинаково вредно для управления поведением ребенка.
Путем анализа ответов родителей были выделены следующие виды наказаний, оцениваемые членами семей как физические. Это наказания ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: тапками, шнурками, веником и т.п.
Обнаружено, что основными мотивами применения физического наказания родители считают « разрядку стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка». Матери также склонны наказывать детей из-за того, что « ребенок огорчает» их непослушанием, импульсивным поведением, а отцы наказывают, чтобы « воспитать». Выбор физического наказания половина родителей объясняют тем, что их тоже били в детстве, что говорит о проявлении патологизирующего семейного наследования. Также родители меньше удовлетворены своими супружескими отношениями, менее уверены в себе и более чувствительны к происходящим изменениям. В следствии чего у детей отмечаются следующие психологические проблемы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, педагогическая запущенность. Повышенная тревожность, несформированность навыков общения, групповая изоляция и т. д. можно думать, что индивидуальные психологические особенности детей, наличие элементов эмоциональных и поведенческих расстройств, нарушения психического развития делают этих детей трудным воспитательным объектом для родителей.
Отношение родителей к своим детям в результате наличия вышеописанного комплекса проблем характеризуют три негативные воспитательные установки: отвержение ребенка, строгий контроль над ним и его социальными достижениями, а также приписывание ребенку личностной и социальной несостоятельности ( т. е. Его инфантилизация и инвалидизация).
При наличии личных , неразрешимых проблем и трудностей, а также отвержения, жесткого контроля и угрозы физического наказания со стороны родителей дети чаще, чем их сверстники, предпочитают поведение, направленное на социальные контакты с целью получения социальной поддержки ( прошу прощения, говорю правду») и проявлением плача, грусти. Кроме того, они чаще склонны использовать стратегию « играю во что-нибудь» и реже – « рисую, пишу..». последнее показывает, что дети из семей, регулярно применяющих физические наказания, более инфантильны, и игра в младшем школьном возрасте для них является более предпочтительным видом деятельности, чем учеба.
Приведенные выше данные исследований зарубежных ученых, дают основание рассматривать применение родителями физических наказаний к ребенку как специфическую стратегию осознанного поведения с родительским стрессом, как механизм совладания с трудностями взаимодействия в целом. При этом родители деформируют детскую психику и разрушают нервно-психическое здоровье своих детей, требующих защиты, заботы и внимания, несмотря на то, что дети пока прощают родителям подобное отношение и поведение, негативные последствия которого в будущем неизбежны.
СЕМЬ ПРАВИЛ ( как можно наказывать)
- Наказание не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
- За один раз — одно.
- Срок давности.
- Наказан – прощен.
- Без унижения.
- Ребенок не должен бояться наказания.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Берковиц Л. Агрессия: причины , последствия и контроль. – СПб.,2001.
- Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей : Автореферат. дис. канд. психол. наук. – СПб., 2003.
- Журнал « Психолог в детском саду» №3 , 2004 год.
- Леви В. Нестандартный ребенок, 1997 год.
Подготовила педагог-психолог Чепелевич О.В.