Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Цель физического воспитания в детском саду — формирование у детей основ здорового образа жизни.
Одной из главных задач детского сада является физкультурно-оздоровительная работа. Она проводится во всех режимных моментах. В процессе работы дети овладевают определенным объемом навыков, умений, которые являются основой их здоровья. В двигательный режим входят физкультурные занятия. Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду.
Нередко, воспитатели детского сада считают, что детей достаточно привести на физкультуру и расценивают время, отведенное на занятие, как личное. Это не так.
Воспитатель обязан полноценно присутствовать на физкультурном занятии, празднике, досуге.
Для того, чтобы физкультурное занятие (досуг, спортивный праздник) прошло эффективно — необходимы слаженные действия руководителя физическим воспитанием и воспитателя. В процессе обучения на занятиях по физкультуре дети приобретают физические качества, которые не могут быть развиты у ребенка в проведении игр или самостоятельной двигательной деятельности.
Только в тесном контакте руководителя физическим воспитанием и воспитателя возможно проведение эффективных, полноценных физкультурных занятий с выполнением программных требований. Совместная работа руководителя физическим воспитанием и воспитателя на физкультурных занятиях направлена на укрепление охраны здоровья детей, предупреждение травматизма детей на физкультурных занятиях и создания условий для полноценного физического развития каждого ребенка. Необходимо понять, что физкультурные занятия самые травмоопасные, потому что дети на физкультуре находятся в постоянном движении. Все работники детского сада отвечают за жизнь и здоровье детей, а значит на физкультурном занятии обязательно не только присутствие, но и активная помощь каждого воспитателя.
Руководитель физическим воспитанием планирует физкультурные занятия, обеспечивает гигиенические условия. Заблаговременно, в соответствии с планом готовит пособия. Воспитателю на занятии по физической культуре отводится очень важная роль, начиная с подготовки детей к занятию. Он контролирует наличие спортивной формы, следит, чтобы дети переоделись в спортивную форму непосредственно перед физкультурным занятием. Сам воспитатель также приходит на занятие в спортивной форме.
Физкультурные занятия делятся на подготовительную, основную и заключительную части и в каждой из них воспитатель должен выполнять определенные функции.
1. При ходьбе, беге, различных видах перестроений, руководитель физическим воспитанием дает команды, задает темп, осуществляет звуковое сопровождение (бубен), а воспитатель координирует движение детей, соблюдение дистанции между ними (чтобы не наталкивались друг на друга), направляет в звенья, колонны.
2. В ОРУ, когда все дети одновременно выполняют движения по показу или словесному указанию инструктора, воспитатель осуществляет индивидуальный подход к тем детям, у которых то или иное движение не получается (в основном — это дети из группы риска, часто болеющие дети, не регулярно посещающие занятия, вновь пришедшие в детский сад или просто с недостаточно развитыми, соответственно возрасту, мышцами, гибкостью, другими качествами. Чтобы не отвлекать других детей, воспитателю лучше делать замечания по ходу ОРУ шепотом, используя тактильный контакт. Если ОРУ выполняются с предметами (мячами, гимнастическими палками, обручами и т. д.) воспитатель помогает раздать и собрать пособия, особенно это относится к детям младшего возраста.
3. В основной части занятия, перед выполнением основного движения руководитель физическим воспитанием объясняет детям задание, каким способом можно и лучше выполнять его (например, метание мешочка вдаль). Для качественного выполнения основного движения необходимо правильное исходное положение, проконтролировать каждого ребенка одному руководителю физическим воспитанием не под силу, вот тут на помощь приходит воспитатель, который контролирует правильность принятия исходного положения вместе с руководителем физического воспитания. Основные движения могут выполняться разными способами. Например, при фронтальном — руководитель физическим воспитанием находится с одной стороны, воспитатель с другой. При поточном способе – руководитель физическим воспитанием в начале колонны, воспитатель в конце. Организация на занятии должна быть такая, чтобы всегда дети были под наблюдением взрослых (руководителя физическим воспитанием и воспитателя). Для того, чтобы оказать ребенку правильную помощь при выполнении упражнений, воспитателю необходимо следовать четким указаниям руководителя физическим воспитанием.
4. Самое высокое эмоциональное напряжение, пик двигательной активности — в подвижной игре, в заключительной части занятия. Здесь в зависимости от содержания игры, возраста детей, воспитатель может выполнять разные роли.
Необходимо отметить, что воспитатель лучше руководителя физическим воспитанием знает психологические особенности каждого ребенка своей группы. Особое внимание на физкультурном занятии воспитатель должен уделить гиперактивным детям (такие дети есть в каждой группе). Воспитателю известны секреты, которыми можно сберечь нервную систему ребенка от перевозбуждения. Еще до начала занятия воспитатель должен следить за самочувствием детей, проинформировать руководителя физическим воспитанием о физическом состоянии детей, о том, кто из детей пришел после болезни. Во время занятий, воспитатель вместе с руководитеоем физическим воспитанием должен следить за самочувствием детей, определить первые признаки переутомления (покраснение лица, учащенное дыхание), если ребенок устал — предложить ему присесть на скамейку, стул, отдохнуть. При необходимости отвести к медицинской сестре или врачу детского сада. На протяжении всего занятия должна присутствовать дружеская атмосфера, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. В случае возникновения конфликтной ситуации (спор за роль ведущего в игре, кто первым будет идти в колонне и т. д.), воспитатель, используя педагогические приемы, должен разрешить их.
Воспитатель — самый главный помощник, без его помощи будет очень трудно реализовать все поставленные образовательные и воспитательные задачи, а также проведение спортивных праздников и досугов. Все вышеперечисленное определяет очень важные функции воспитателя и показывает, какую огромную роль играет воспитатель на занятиях по физической культуре и в других формах физического воспитания в детском саду.
Наблюдая за детьми на занятиях, воспитатель вместе с руководителем физическим воспитанием планирует индивидуальную работу с детьми по обучению основным движениям. Кроме того, являясь главным источником информации о ребенке, воспитатель доводит родителям, законным представителям, сведения о том, как дети справляются с основными движениями, какие упражнения вызывают затруднения, об успехах детей, передает рекомендации руководителя физическим воспитанием.
На досугах и праздниках воспитатель может быть в роли персонажа, либо без нее, но своевременная и обязательная помощь руководителю физическим воспитанием просто необходима. Обязательное видение всех детей, своевременное оказание помощи ребенку, строгое выполнение техники безопасности и акцентирование ребенка на его выполнение.
Руководитель физическим воспитанием Кудрейко Ж.В.