Консультация для воспитателей: «Противостояние мальчиков и девочек в физической культуре»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

   В последнее время очень актуальным стал вопрос о индивидуально – дифференцированном подходе к ребенку в зависимости от пола. Но содержание работы с дошкольниками по половому признаку еще не достаточно разработано. Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Ученые пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. В процессе двигательной активности выявили следующие особенности:

 

Девочки Мальчики
1 Девочки любят игры с мячом, лентой, скакалкой. Большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры)
2 Если девочкам попал в руки мяч, чаще всего они начинают выполнять упражнения из «школы мяча» Мальчики чаще всего начинают с мячом пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.
3 Центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Выполняют ходьбу по бревну медленно, с поворотами. Мальчики по бревну лучше пробегают и соскакивают.
4 Девочки характеризуются: большой частотой движений кистей рук, более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявления ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях  10,20 и 30м.; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метании набивного мяча.

 

5 Девочки стремятся подчиниться правилам, которые введены, тщательно планируют  свою деятельность. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны.
6 Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами), более связанными с музыкой, в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков. Мальчишескую двигательную активность характеризуют: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования.

 

Структура полоролевых занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе имеет различный стиль, различную направленность, различный тон. Для мальчиков это – развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки и смелости; для девочек – чувство ритма, гибкости и красоты движений. Этот подход осуществляется путем деления детей на подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что  девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности, развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. На таких занятиях используются следующие методические приемы:

  1. Различия в подборе упражнений (мальчики работают с гантелями, девочки с лентами)
  2. Различия в дозировке
  3. Различия в подборе оборудования
  4. Различия в обучении сложным движениям
  5. Пространственные ориентировки (мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
  6. Распределение ролей в подвижных играх.
  7. Различия в требовании качества выполняемых упражнений.
  8. Расстановка и уборка оборудования
  9. Различия в оценке деятельности
  10. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются в «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно – мышечных усилий.
  11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
  12. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных навыков и умений.
  13. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Таким образом, учет полоролевых различий дошкольников позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

 

Добавить комментарий