В последнее время очень актуальным стал вопрос о индивидуально – дифференцированном подходе к ребенку в зависимости от пола. Но содержание работы с дошкольниками по половому признаку еще не достаточно разработано. Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Ученые пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. В процессе двигательной активности выявили следующие особенности:
№ | Девочки | Мальчики |
1 | Девочки любят игры с мячом, лентой, скакалкой. | Большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры) |
2 | Если девочкам попал в руки мяч, чаще всего они начинают выполнять упражнения из «школы мяча» | Мальчики чаще всего начинают с мячом пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. |
3 | Центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Выполняют ходьбу по бревну медленно, с поворотами. | Мальчики по бревну лучше пробегают и соскакивают. |
4 | Девочки характеризуются: большой частотой движений кистей рук, более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявления ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги | У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10,20 и 30м.; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метании набивного мяча.
|
5 | Девочки стремятся подчиниться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность. | Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. |
6 | Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами), более связанными с музыкой, в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков. | Мальчишескую двигательную активность характеризуют: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. |
Структура полоролевых занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе имеет различный стиль, различную направленность, различный тон. Для мальчиков это – развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки и смелости; для девочек – чувство ритма, гибкости и красоты движений. Этот подход осуществляется путем деления детей на подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности, развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. На таких занятиях используются следующие методические приемы:
- Различия в подборе упражнений (мальчики работают с гантелями, девочки с лентами)
- Различия в дозировке
- Различия в подборе оборудования
- Различия в обучении сложным движениям
- Пространственные ориентировки (мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
- Распределение ролей в подвижных играх.
- Различия в требовании качества выполняемых упражнений.
- Расстановка и уборка оборудования
- Различия в оценке деятельности
- Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются в «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно – мышечных усилий.
- В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
- Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных навыков и умений.
- Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Таким образом, учет полоролевых различий дошкольников позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.