Воспитатель Степусь Т.В.
Мы не знаем, когда возникла идея конструктивных игр и кто первый построил из кубиков «башенку», но мы знаем, что конструирование, отвечая интересам и потребностям детей, обладает широкими возможностями для их умственного, нравственного, эстетического воспитания.
В процессе игр и занятий у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать окружающие предметы, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность). Конструирование рассматривается как средство разностороннего развития ребенка, умственного воспитания детей. В конструировании ребенок помимо зрительного восприятия качества предмета реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). В процесс восприятия активно включается процесс мышления.
Конструирование — это развитие пространственных представлений у детей; ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая положение постройки в пространстве, расположение ее частей. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления, они узнают, что множество окружающих их предметов составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В процессе сооружения конструкций создаются условия для развития творческих умений к конструировании. У детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек. Дошкольники планируют работу, представляя ее в целом, развивают навыки контроля за своими действиями, самостоятельно исправляют ошибки. В процессе конструирования ребята усваивают правильные названия деталей строительного конструктора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы они делятся своими замыслами, общаются между собой и со взрослым. Дошкольники закрепляют представления о названиях направлений, ориентирование в пространстве (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т. п.), овладевают понятиями «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий». Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, решается задача гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Конструирование способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснения взрослого и работать в соответствии с его указаниями; с совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели. В процессе конструирования осуществляется также и физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися зрительному контролю; улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Конструирование является эффективным средством эстетического воспитания. Знакомясь на занятиях с некоторыми сооружениями и постройками (жилые дома, сады, школы, театры), дети получают эстетическое наслаждение, у них формируется умение ценить творения, созданные трудом творческих людей, любить архитектурное богатство своего города, страны, беречь их.
В старшей группе занятия по конструированию (из строительного материала, из деталей конструкторов, бумаги, природного, бросового материала) чередуются с аппликацией и лепкой. Более богаты и разнообразны в старшей группе тематика и виды конструирования (по образцу, в роли которого могут выступать фотографии, рисунки, схемы, а т.же сооружения, которые дети наблюдают; по замыслу — умение представлять себе поделку, продумывать, какой материал необходим для ее изготовления, как спланировать свою работу, чтобы уложиться вовремя и закончить ее, опора на опыт и применение его в работе; по условию, возникшему в процессе игры или предложенному взрослым). Основной формой организации детской деятельности являются занятия. Здесь формируются умения детей строить разные варианты одного и того же предмета. Ребята знакомятся со способами пространственного анализа образца и способам поиска его воссоздания, знакомятся со способами построения предмета в соответствии с его назначением. Занятия проходят в игровой форме, в легкой и непринужденной обстановке. Ребята могут советоваться друг с другом и с воспитателем. Педагог при этом стремится к тому, чтобы каждый ребенок смог выполнить предлагаемую ему конструкцию. Педагогом используются разные методы в работе, т. к. на одном занятии для рассматривания можно использовать образец и дать пояснения; после объяснения образец убирается, и дети выполняют работу с опорой на сформированный образ. Можно сочетать показ образца и пояснение, иногда рассматривание образца и пояснение. Порой образец не нужен — это развивает мыслительную активность детей, заставляет думать над способами изготовления игрушки, последовательностью выполнения работы, приучает самостоятельно выходить из трудного положения, размышлять, делать выводы. В старшей группе рассматривание образца может быть предварительным.
Важным аспектом деятельности детей является состояние успеха, его не устраивает плохо сделанная вещь — он разочаровывается и уже с опаской, неуверенно может действовать в дальнейшем, а то и вовсе отказываться от деятельности. Поэтому важно непосредственно в деятельности формировать рациональные и продуктивные действия. Успех ребенка в освоении конструктивной деятельности зависит от условий, которые ему предоставляют взрослые: наличие разнообразного конструктивного материала как в саду так и дома (наборы мелкого и крупного строительного материала с разнообразными деталями (пластинами, брусками, призмами, цилиндрами, арками и др.).
Необходимо дать детям возможность заниматься разного рода конструированием (из строительного материала, конструктора, из бумаги, бросового и природного материала) самостоятельно, индивидуально или с друзьями. Это создает благоприятные условия для самоутверждения детей, оптимизации межличностных отношений.