В дошкольных учреждениях основной и наиболее рациональной формой обучения детей основным движениям являются занятия, эффективность которых во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи.
Характерными чертами занятия являются:
- дидактическая направленность,
- руководящая роль руководителя физического воспитания,
- строгая регламентация деятельности детей
- структурированность
- дозирование физической нагрузки,
- постоянный состав занимающихся
Значение физкультурных занятий
- Способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта.
- Позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия длядвигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложныхдвигательных действий.
- Позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации способствуютформированию у дошкольников навыков учебной деятельности.
- Развивают речь.
- Развивают у детей оценочные суждения.
- Несут оздоровительную направленность.
- Обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определеннойпоследовательности.
- Позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожноувеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма.
- Способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированностивнимания.
- Формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям.
- Дети приобретают знания об общихположениях, характерных для каждой группы движений.
Типы физкультурныхзанятий
- учебно-тренировочное
- Игровое
- Сюжетное
- Занятие на закрепление и совершенствование движений.
- Контрольное
- Интегрированное
- Тематическое
- На воздухе
Для каждого занятия обозначаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи направлены на:
- охрану и укрепление здоровья детей;
- улучшение их физического развития;
- функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка;
- закаливание;
- совершенствование координации движений дошкольников;
- развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем детского организма.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме и роли физических упражнений в его жизнедеятельности, а также способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Одновременное взаимосвязанное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач будет способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, расширению их двигательного опыта.
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:
- обучение (первоначальное разучивание),
- закрепление (углубленное разучивание)
- совершенствование навыка.
А эффективность обучения во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.
На первом этапе — обучения или первоначального разучивания — ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. Показ воспитателя должен быть технически правильным, красивым, доступным и образным. А объяснение — четким, кратким, выразительным. Вследствие этого у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.
Задача второго этапа — закрепления — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко выполнять их. На этом этапе значительное место отводится имитации, зрительным и звуковым ориентирам. Словесные методы в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются в виде коротких указаний и сопровождаются показом, что помогает педагогу уточнить технику выполнения движений.
Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения, перевод его в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях. На данном этапе продолжается совершенствование техники движений. Задачи этого этапа реализуются посредством подвижных игр, вариативного использования одних и тех же движений, разнообразного инвентаря, литературных произведений, иллюстраций и т.п.
Таким образом, методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, этапов обучения, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.
Наличие трехчастной формы (вводная часть, основная, заключительная) позволяет педагогу рационально распределить учебный материал и обеспечить постепенный подъем и снижение физической нагрузки.
Структура занятия
Вводная часть
1) разучивание строевых упражнений;
2) освоение разных способов ходьбы и бега;
3) закрепление выполнения простых усвоенных движении(прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);
4) использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;
5) развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
6) развитие динамической ориентировки в пространстве;
7) вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;
8) разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
Завершается перестроением на выполнение комплекса ору
Основная часть:
1) формирование правильной осанки
2) содействие подготовке организма ребенка к нагрузке,для этого с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
3) применение подводящих упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.
4) обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств
5) совершенствование физиологических функций организма
Заключительная часть:
Предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем, чтобы в течение 2—4 мин после
занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние.
Продолжительность занятий
- в 1 младшей группе — 10 мин,
- во 2 младшей группе – 15 мин,
- в средней — 20 мин,
- в старшей — 25 мин.
- Методика проведения физкультурных занятий
- Подбор физических упражнений на занятии
- Способы организации детей на занятии
Принципы подбора упражнений
- функциональный
- анатомический.
- физиологический
Для удовлетворения потребности растущего организма вдвижениях, развития физических качеств, содействия укреплениюразличных органов и систем на занятиях обязательно должныбыть упражнения, дающие высокую физическую нагрузку,которые должны сочетаться с двигательными действиямисредней и низкой интенсивности.
Успешному усвоению техники выполнения сложных движенийсодействует наличие подводящих упражнений, которые могутвключаться в вводную часть или в комплекс общеразвиваюших упражнений.
Подводящие упражнения помогают овладеть техникой данногодвигательного действия, когда ребенок невольно принимаетнужное положение тела, выполняет движение нужным способом,так появляются те мышечные ощущения, которые соответствуютописанию, объяснению движений.
Подготовительные упражнения имеют своей целью общуюподготовку, повышение функционального уровня органов исистем, развития физических качеств(силы, выносливости)
Способы организации детей на занятии
- фронтальной
- групповой способ
- посменный
- поточный
- индивидуальный
На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Обеспечивает:
— постоянное взаимодействие воспитателя и детей;
— высокую двигательную активность;
— закрепление двигательных навыков.
Недостатки:
— слабый контроль за качеством выполнения;
— затруднён индивидуальный подход к каждому ребенку.
Применяется:
Во всех возрастных группах во время выполнения упражнений, не требующих прямой страховки.
Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки. Обеспечивает:
— высокую двигательную активность;
— приобретение навыков самостоятельного выполнения упражнений.
Недостатки:
— ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать помощь, исправлять ошибки.
Применяется:
В старшем возрасте, когда повторяются уже разученные упражнения.
Поточный способ предусматривает выполнение физиических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений. Обеспечивает:
— высокую двигательную активность;
— развитие выносливости.
Недостатки:
— Затруднительно наблюдение за детьми и исправление у них ошибок.
Применяется:
Начиная со средней группы на этапе закрепления и совершенствования.
Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе. Обеспечивает:
— строгий контроль за качеством выполнения воспитателем.
Недостатки:
— маленькая двигательная активность детей.
Применяется:
Редко. Только в старшей группе при разучивании сложных физических упражнений, требующих страховки, на первом этапе разучивания.
Посменный способ выполнения упражнений. Одна подгруппа детей (3-6 человек) выполняет упражнение, остальные наблюдают. Обеспечивает:
— высокий контроль за качеством выполнения.
Недостатки:
— Двигательная активность невысокая.
Применяется:
Во всех возрастных группах при разучивании и ознакомлении с новыми упражнениями.
Материал к МО руководителей физического воспитания
Руководитель физическим воспитанием ГУО «Ясли-сад №10 г. Пружаны»
|
Кудрейко Ж. В. |