Воспитатель Степусь Т.В.
Книга-это воспитатель человеческих душ!
Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Чтение выполняет познавательную, эстетическую, и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Первыми книгами для наших детей являются сказки!!!
Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок.
К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью!!!
Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет. Необходимо учитывать возраст, особенности характера ребёнка и его темперамент. Например, для гиперактивных детей лучше выбрать спокойные сказки. Страшные сказки, тоже полезны для детей. Если ребенок будет знаком только с миром, полным добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным. Важно учитывать уровень страха, который может выдержать малыш соответствующего возраста. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садах, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Сказки — это один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно ещё и обсудить прочитанное. Сказка перед сном – это ваше общение со своим ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи своему ребенку.
Именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.
Деткам от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил», «тянут, потянут», «катится колобок, катится» и т. п. Они должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей до 3 лет были знакомые ребенку животные, дети или взрослые.
Читать детям до 3 лет сказки нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Обращайте внимание на внешний вид книги, которую читаете, она должна быть красочной, яркой. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас. Дети 1-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их рассматривать. Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке. Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно!
Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:
Русские и белорусские народные:
«Репка» обр. К. Ушинского; (на бел. языке перевод А.Якимовича)
«Колобок» обр. К. Ушинского
«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;
«Козлятки и волк» обр. К. Ушинского; (на бел. языке перевод К.Станкевича)
«Теремок» обр. М. Булатова;
«Маша и медведь» обр. М. Булатова; (на бел. языке перевод А.Якимовича)
«Как коза избушку построила» обр. М. Булатова;
«Муха-пяюха»;
«Коцiк Петрык i мышка»;
«Дзедава рукавiчка»;
«Ганарыстая варона»
Сказки народов мира:
«Ленивая Бручолина» (ит.,обр.Л.Вершинина)
«Почему кот моется после еды» (лит.,обр.З.Задунайской)
«Крошка-Малышка» (шотл.,обр.Н.Шерешевской)
«О Лисе и Кошке» (инд.,обр.В.Крашенникова)
«Воробей и лиса» (болг.,обр.М.Клягиной-Кондратьевой)
«Бедняк и богач» (лит.,обр.П.Цвирки)
Литературные сказки русские и белорусские:
«Три медведя» Л.Толстой; (на бел. языке перевод А.Якимовича)
«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Кто сказал «Мяу»? В. Сутеев; (на бел. языке перевод А. Саченко)
«Сказка о Василисе работнице» Е. Шварц
Сказка способствует:
— нравственному воспитанию ребенка;
— становлению социальных и коммуникативных навыков;
— формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;
— развитию логического и образного мышления;
— познанию окружающего мира.
Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребёнок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению, начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая их возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребёнка!!!