Эмоциональное благополучие  детей дошкольного возраста

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.

Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность;

Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния;

Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и родителей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических системах (детский сад, дом). Чем меньше ребенок, тем сложнее определить «норму» эмоциональной жизни. Тем не менее приведем ориентировочные представления о здоровых и нездоровых эмоциональных проявлениях в разные возрастные периоды.

Признаки здорового эмоционального состояния

От двух до трех лет

  • развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;
  • все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей;
  • проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;
  • пытается выражать свои чувства с помощью слов;
  • начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;
  • ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.

От трех до четырех лет

  • все больше упражняется в управлении эмоциями;
  • пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников);
  • проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении;
  • проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола;
  • стремится к пониманию и обсуждению эмоций;
  • начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.

От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ;
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

От шести до семи лет

  • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
  • очень восприимчив к эмоциональным травмам;
  • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
  • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
  • начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
  • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
  • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.

Симптомы эмоциональных проблем

От двух до трех лет

  • постоянная пугливость;
  • неудачные попытки заговорить;
  • неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
  • напряженные и длительные конфликты с братьями и/или сестрами;
  • избыточная активность;
  • повышенная гневливость и агрессивность;
  • медленное восстановление после вспышек гнева;
  • тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями.

От трех лет до шести лет

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.

Добавить комментарий