«Мама, я боюсь!» Эта фраза знакома каждому родителю. Кто-то остро переживает страхи ребёнка: «А что, если это приведёт к неврозу!», кто-то относится к ним несерьёзно: «Да чего тут бояться?», кто-то просто пытается запретить их ребёнку: «Прекрати немедленно – нет тут никакой Бабы Яги!»
Попробуем разобраться, как побороть детские страхи.
Откуда берутся детские страхи? Часть детских страхов появляется из реальных ситуаций. Они вполне
конкретны. Так, если на малыша бросилась в парке собака, пусть даже с лучшими чувствами, и уронила его, он вполне может начать бояться собак вообще.
Некоторые страхи мы, взрослые, осознавая это или нет, формируем у малыша сами высказываниями типа: «Не бегай, тётя тебя заберёт!» или «Спи сейчас же, а то бабайка придёт!» Доверяя взрослому в первые шесть лет практически безоговорочно, ребёнок начинает действительно бояться тётенек и неизвестного, но от того ещё более ужасного бабайку. А активно развивающаяся в этот период фантазия делает страшные образы непредсказуемыми и живыми. Часть страхов появляется у ребёнка по мере развития его интеллекта: день ото дня, всё лучше понимая мир и реальные в нём угрозы, ребёнок начинает их бояться. Страх змей – ведь многие ядовиты! Страх потеряться, страх смерти или болезни – всё это здоровые этапы развития психики ребёнка.
В возрасте от двух до трёх лет дети часто боятся Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Серого волка. Эти образы характеризуют особенности развития эмоциональной сферы ребёнка, который в этот период впервые сталкивается с противоречивыми чувствами к родителям, которых, с одной стороны, боготворит и тотально любит, с другой стороны, испытывает к ним сильные негативные чувства в моменты, когда родители противостоят его желаниям. Не в состоянии разобраться со сложными переживаниями, ребёнок выносит свои страхи и злость по отношению к родителям в образы
сказочных героев.
Зачем нужны страхи?
Страхи оказываются одним из важнейших компонентов развития ребёнка. Осознавая свои страхи, проигрывая, проговаривая их, он обретает всё большую власть и силу над своими эмоциями и над явлениями окружающего мира. Получая поддержку близких взрослых, он развивает способность психики справляться со сложностями, страхом, стрессом творчески. И вот оказывается, что за страшной собакой можно понаблюдать и научиться её понимать, можно даже подойти поближе и угостить её сначала робко, а потом всё увереннее погладить её при поддержке взрослых.
А про Бабу Ягу можно придумать смешную, а совсем не страшную сказку! Ещё одной важной задачей страхов оказывается постепенное осознание ребёнком своего Я, своей индивидуальности, выделение себя из симбиотической связи с мамой в первые годы жизни. Чем отличаются страхи и тревожность? Страхи ребёнка всегда конкретны. Боюсь чего? – собаки, умереть, что оса укусит. Конкретность страха даёт возможность преодолеть его после всестороннего исследования, которым ребёнок занимается постоянно, проигрывая или прорисовывая пугающий образ.
Тревожность не имеет под собой реального образа, что мешает малышу (да и взрослому) справиться с ней, становясь постоянным стрессирующим фактором. Часто тревожность возникает в ситуациях, когда эмоциональное окружение ребёнка сильно негативно заряжено, но это не показывается, не
обсуждается с ним открыто. Чувствуя, но не понимая, что происходит, ребёнок оказывается своеобразно пойманным в ловушку тревоги. Иногда малышу передаются чувства мамы, если она постоянно тревожится за него. Это мешает ему отделить своё Я от маминого, но и справиться за маму с тревогой малышу не под силу. Стоит насторожиться, если у малыша наблюдаются:
— общая вялость, подавленность;
— нарушения привычного режима сна или аппетита;
— навязчивые движения (крутит волосы, сосёт палец, кусает губы и прочее)
— чувствует себя неуверенно в любой ситуации без маминого участия в ней;
— не проявляет любопытство и активность в освоении предметов.
Чего следует избегать родителям:
— ругать ребёнка за его страхи;
— пугать ребёнка намеренно, манипулируя страхами для достижения желаемого поведения;
— умалять их силу или значение;
— врать ребёнку.
Как избавить от страхов:
— разговаривать с малышом о его страхах столько, сколько он захочет;
— играть в игры, где проигрывается страх малыша;
— придумывать сказки о его страхах с большим количеством вариантов выхода из пугающей ситуации;
— рассказывать в доступной ребёнку форме о своих страхах;
— побуждать ребёнка рисовать пугающие образы (потом важно сделать с рисунком то, что ребёнку захочется: спрятать, порвать, выбросить и т.п.);
— знакомить ребёнка с реальными опасностями внешнего мира, рассказывая, как научиться их распознавать и как с ними справляться;
— быть готовыми говорить с ребёнком на темы жизни и смерти, когда он об этом заговаривает, и делать это честно.