Кузнецова И.В.
Часто родители считают, что если ребенок попал к учителю-дефектологу,то все проблемы решены. Но успех коррекционной работы во многом определяется участием семьи в этом процессе.
Что такое кабинетная речь?
Кабинетная речь — это речь ребенка в определенных условиях кабинета, когда под контролем специалиста ребенок правильно произносит звуки в словах, не нарушает слоговую структуру, либо правильно употребляет грамматические формы и т.д.
Кабинетная речь возникает, когда:
- Не развит самоконтроль собственной речью (в силу возраста, индивидуальных и физиологических особенностей).
- Отсутствует контроль со стороны взрослых (родителей и ближайших родственников, воспитателей)
Иван Петрович Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека, писал: «Любое автоматизированное движение мышц (рук, ног, языка и губ)- сначала выполняется с участием сознания, т.е. под контролем со стороны, самоконтроля. Поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнить это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».
Другими словами, на своих занятиях специалист вырабатывает новые условные рефлексы при произношении нужных звуков, слов, определенной слоговой структуры либо при формировании каких-либо грамматических категории. А воспитатели, родители и ближайшие родственники, в свою очередь, должны помочь довести данные рефлексы до «автоматизма». А для этого необходим полный контроль над речью ребенка в обычных жизненных ситуациях «вне кабинета».
На первом этапе специалист дает рекомендации для закрепления поставленных звуков, формирования слоговой структуры слова или закрепления грамматических форм и т.д. И только при регулярном выполнении этих рекомендаций, можно добиться положительной динамики.
Далее, например, на этапе автоматизации звука родители и близкие родственники должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья всегда и везде (дома, на прогулке, в гостях) должна постоянно поправлять неправильное звукопроизношение ребенка, произнося слова правильно с выделением нужного звука. Например, ребенок: «купи масинку», взрослый: «машшшинку» и добиваться от ребенка правильного повторения.
Очень важно исправлять речь ребенка спокойным и доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у него протеста. Обычно спустя некоторое время ребенок начитает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.
Желаю удачи!