Воспитатель Юркевич Е.М.
Витамины, необходимые для жизнедеятельности организма, — органические соединения с высокой биологической активностью, которые не синтезируются вовсе или синтезируются в недостаточном количестве в организме и пополняются за счет продуктов питания.
Водорастворимые и жирорастворимые витамины
Витамины подразделяются на водорастворимые (С, В) ижирорастворимые (А, Е, Д. К), которые содержатся в продуктах животного происхождения: печени, яичном желтке, а также растительном и сливочном масле. Водорастворимые — в злаках, крупах, свежих овощах и фруктах. Полное истощение витаминных ресурсов организма называется авитаминозом; снижение обеспечения тем или иным витамином — гиповитаминозом.
Недостаточное потребление витаминов в детстве отрицательно сказывается на здоровье, физическомразвитии, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний и в итоге препятствует формированию здорового поколения. Витаминный дефицит резко усиливает отрицательноевоздействие на организм вредных экологических условий, повышенного радиационного фона, усиливает риск онкологических з аболеваний и генетических нарушений.
Витамин А
(ретинол, аксерофолт)
Ретинол содержится в продуктах животного происхождения, но вещество,
являющееся предшественником витамина А, имеется также в растительных продуктах. Это каротин, который в нашем
организме превращается в определенных границах, поэтому около 1/3 этого витамина должно поступать из животных продуктов, например молока, масла, сыра.
Если из рациона удалить витамин А или снизить его концентрацию, то это немедленно проявится в замедлении роста, появлении заболеваний глаз, снижении иммунитета.
Больше всего витамина А в рыбьем жире, печени, жирном твороге, молоке.
Овощи оранжевого и темно-зеленого цвета богаты каротином.
Витамин С
(аскорбиновая кислота)
Если все нужные человеку витамины выстроить в ряд, то витамин С займет в нем 70% места, ибо организму его требуется больше, чем какого-либо другого. Кроме того, мы должны получать витамин С каждый день, так как не способны его накапливать, а обходиться без него не можем. Витамин С является антиоксидантом, необходимым для роста и восстановительных процессов в тканях, для нормализации функции надпочечников и укрепления защитных сил организма. Он способствует выработке антистрессовых гормонов и интерферона, профилактике злокачественных заболеваний, инфекций, повышает иммунитет, абсорбацию железа, уменьшает уровень холестерина и способствует нормализации артериального давления. Витамин С необходим для формирования коллагена, защищает от образования тромбов, ускоряет заживление ран и ожогов. Источники витамина С — овощи и фрукты, ягоды. Самым богатым источником аскорбиновой кислоты являются плоды шиповника и стручкового перца.
Памятка для родителей по организации питания ребенка дошкольного возраста
При организации питания ребенка дошкольного возраста следует учитывать следующее:
- не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;
- научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;
- можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры (несколько маленьких глотков);
- если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир, но не : сладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье;
- если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели, сладкие напитки;
- не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.
Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно — таки сложное дело.
Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.
Не фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).