Почему нужна специальная группа моему ребёнку?

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

 Учитель-дефектолог Лапука Т.А.

Ежегодно, как правило, с февраля по май месяц проходят психолого-медико-педагогические комиссии, состоящие из специалистов ЦКРОиР, в дошкольных учреждениях по набору детей в специальные группы для детей с нарушениями речи для дальнейшей работы с учителем-дефектологом в детском саду.  Учитель-дефектолог занимается формированием речи ребенка для его дальнейшего полноценного овладения грамотой в школе. Очень часто родители обеспокоены тем, что их ребенку предлагается посещать группу, где будут находиться 12 ребят с недоразвитием речи. «Мой ребенок говорит хорошо, у него только не получается сказать [Р], а его уже сразу к плохо говорящим определяют», — слышат специалисты от родителей.

Как на это можно возразить?

Во – первых, из-за одного неверно произносимого звука никакой логопед не предложит ребенка определить в специальную (логопедическую) группу. Показаниями для нахождения ребенка в такой группе служит совокупность нарушений: нарушение произношения 2-3 групп звуков речи, нарушение фонематического слуха, слоговой структуры, грамматического строя, связной речи.

Давайте разберемся, чем занимаются дети в специальной (логопедической) группе детского сада? Чем же работа педагогов специальных (логопедических) групп отличается от работы в массовых группах?

В специальных (логопедических) группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

— формирование правильного звукопроизношения;

— развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

— совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

— совершенствование грамматического строя речи;

— обогащение, уточнение, активизация словарного запаса речи;

— развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальцев (учеными доказано, что развитие мелких движений пальцев взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

— развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадывать, самостоятельно составлять загадки, пословицы;

— совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом, ритмом, плавностью речи.

Вся перечисленная работа проводится в специальных (логопедических) группах   в форме групповых, подгрупповых занятий, в индивидуальной работе с детьми. Кроме того, воспитатели данных групп работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в специальных (логопедических) группах длительная, кропотливая. Она условно делится на несколько периодов. Один из них – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, его результаты и анкетирования родителей заносятся в карты психолого-педагогического обследования   детей. Ознакомиться с картами можно в индивидуальном порядке.

Что же выявляет обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных, реже заднеязычных, йотированных звуков). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Для данного нарушения характерны такие особенности, как

несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения (ОНР) уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после обследования.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? В первую очередь нужно понять то, что Вашему ребенку 1-2 года стоит посещать именно эту специальную группу, где ему помогут больше, чем в массовой группе. Не стоит думать, что рядом с детьми с речевыми нарушениями Ваш ребенок станет говорить еще хуже. Это одно из заблуждений родителей. Какие еще аргументы приводят родители, чтобы не отдавать в специальную (логопедическую) группу? «Мы не хотим переходить из своей группы от своих знакомых и, ставших почти родными, воспитателей. Дети привыкли к одногруппникам и взрослым. Да и ремонт в группе недавно сделали», — говорят мамы. Если Вам важнее все перечисленное, то занимайтесь с ребенком сами. Только помните, что упустив один год, наверстать отставание бывает еще сложнее. Позже Вашему ребенку могут предлагать отсрочку от обучения на 1 год из-за речевой неготовности к обучению в школе. Поэтому нужно прислушиваться к специалистам. Не шептаться между собой в коридорах детского сада, а идти консультироваться с учителем-дефектологом.

Хочется отметить, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

— тетради забираются на выходные (выполняются задания в субботу, воскресенье), возвращаются в понедельник;

— задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка, раскрашивание, дорисовывание и др.) выполняются карандашами, ручками ребенком самостоятельно;

— весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

— задания должны быть прочитаны ребенку;

— все задания выполняются полностью.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания, не злоупотребляйте играми с мобильными телефонами и компьютерами, общайтесь с ребенком каждую минуту, не жалейте своего времени. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок будет посещать специальную (логопедическую) группу? Это:

— коррекция звукопроизношения;

— формирование грамотной, выразительной речи;

— обучение грамоте детей 5-6 лет учителем-логопедом (учителем-дефектологом);

— развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

— индивидуальный подход к ребенку;

— совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в полном взаимопонимании между учителем-дефектологом (учителем-логопедом), членами семьи и воспитателями, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Родители имеют право приходить на занятия к учителю-дефектологу (учителю-логопеду), выполнять артикуляционную гимнастику вместе со своим ребенком перед зеркалом, запоминать артикуляционные позы, готовить речевой аппарат к правильному произнесению звуков речи.

 Не опоздайте сделать правильный выбор!

Учителя-дефектологи Вам помогут, не бойтесь обращаться к специалистам!

Добавить комментарий