Права ребенка

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания последнее время.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к гражданскому воспитанию детей.

Главная цель гражданского воспитания — подготовка молодого поколения к участию в общественно-политической жизни страны. Будущим гражданам необходимо усвоить основные идеи и гуманистические ценности, лежащие в основе демократического общества, как можно раньше — начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов.

Уважаемые родители, мы с вами должны воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства, формировать способность противостоять жестокости, пошлости, уметь помочь детям отстаивать свои права.

Формирование осознания прав ребенка — одна из главных задач, стоящих пред родителями дошкольников и педагогами дошкольного учреждения.

Воспитатели дошкольного образования знакомят детей с Декларацией прав ребенка через игровую деятельность, в ходе общения их друг с другом, со взрослыми, беседы проводятся на этические темы. Большое внимание уделяем взаимоотношению героем сказок и рассказов. Этим самым мы развиваем у детей такие личные качества, как активность, самостоятельность, способность слышать других людей, учитывать их интересы.

Согласно требованием Конвенции и нормативно-правовым документам Республики Беларусь ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психического насилия, оскорбления или злоупотребление. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.

     К формам психического насилия относятся:

-угрозы в адрес детей

-преднамеренная изоляция,

-предъявление чрезмерных требований, несоответствующих возрасту и возможностям ребенка,

Часто родители наказывают детей, наказывают неправильно.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной частью родителей, что физическое наказание не такое уж большое зло, а во многом даже благо, довольно устойчивое. Это связано с сильной внешней эффективностью этого метода. Ну, все-таки данный вид воспитательного воздействия неэффективен. Почему?

Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинились их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок; его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Кроме того, обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: “Драться нехорошо!”. Похоже, что природная склонность родителей -учить на отрицательном примере. Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно. Если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, значит надо поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля.

Хочется отметить, что речевая агрессия (ругать, оскорбление), подобно физическим наказаниям малоэффективно, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками. Весьма распространенной формой наказания является так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним).

Суть наказания сводиться к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителем: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, применять ее нужно крайне осторожно, и только короткое время.

Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между родителем и ребенком существовали отношения подлинной близости взаимоотношения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.

Довольно часто наказанием в семье является наказание “естественными последствиями”, состоящие в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание естественными последствиями”, нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т.п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака: “ Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказании. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний.”

 

Добавить комментарий