Консультация для родителей
В нашей жизни ритм присутствует повсюду. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.
На музыкальных занятия и в группе воспитателе занимаются развитием чувства ритма, используя развивающие, музыкально – дидактические, музыкальные сказки. Но этого не достаточно. Нам необходима и ваша помощь – помощь родителей. Вы, используя различные жизненные ситуации и применяя словесные игры, тоже можете помочь своему ребенку. Помочь ему овладеть чувством ритма.
Какие использовать упражнения?
- Даже в самом раннем возрасте малыши могут запоминать небольшие стихи. Можно проговаривать стихи «понарошку», беззвучно с максимальной артикуляцией и одновременным прохлопыванием кончиками пальцев.
- Громко, ритмично проговариваем или поём под музыку с одновременной «ходьбой» руками по столу или коленям малыша.
- Ходим на месте под чтение стихотворения или пение, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
- Медленно поём короткие, простые песенки, простукивая метр ладошкой, ножкой или выполняя игровые образные движения, в положении сидя: «Андрей-воробей» — «клюём зёрнышки» (пальчиком ладошку); «Ладушки» — «лепим пирожки» (хлопаем в ладоши); «Кую ножку» — «стучим копытцем» (указательным пальцем по ножке), «Дон-дон» — стучим ложкой по чашечке или сковородке и т.д.
- Водим хороводы с пением («Каравай», «Пузырь»), ходим по кругу с пением и хлопками (или другими игровыми движениями) на каждый шаг или через шаг.
В каких ситуациях и какую игру можно применить?
Например:
Гуляете вы со своим ребенком во дворе, можете использовать двигательное упражнение «Ноги и ножки»
Если у вас на стене висят часы можно послушать, как они тикают и предложить ребенку потикать как часы, используя словесную игру «Часы»
«Часы»
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (повороты туловища вправо влево)
Если вы смотрите в окно, на улице холодно и сыро, а за окном идет дождь, предложите ребенку поиграть, чтобы избавить его от грустного настроения, используйте в этот момент словесную игру
«Непослушный дождик» (для детей от 3 лет)
Дождик — кап! Дождик — кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации родителям по развитию чувства ритма у дошкольников
- Слушайте музыку
- Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
- Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.
- Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
- Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
- Поощряйте движения под музыку
- Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
- Игры и упражнения для развития чувство музыкального ритма
«Замок»
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)
Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)
Постучали и открыли. (постучать «замком» по столу и расцепить руки)
«Самолеты»
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
«Наша елка»
Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
«Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
« Мяч»
Поиграю, поиграю (4 раза подкидываем мяч вверх и ловим)
Я красивый мяч держу (держим мяч в руках)
Мяч соседу предложу (отдаем мяч соседу, стоящему напротив)
«Паровоз»
Я – веселый паровоз,
Погулять детей повез (переступают с ноги на ногу 8 раз)
Я по рельсам вдаль качу (Руки согнуты в локтях, поочередные движения руками вперед, назад)
Чу – чу – чу, ( три хлопка)
чу – чу – чу! ( три хлопка)