Консультация для родителей
Дыхательная гимнастика представляет собой комплекс особых упражнений, которые задействуют как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоится, справиться с волнением и раздражительностью.
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Цель этих упражнений — увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На первый взгляд простое упражнение (повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох — грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Например:
Упражнения для развития дыхания без звука :
- «Вдох и выдох».
Дети или ребёнок кладут ладошки на живот. Взрослый поднимает руки вверх и говорит: «Вдох!» Ребёнок делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» ребёнок выдыхает воздух через чуть приоткрытые губы.
Звуковые дыхательные упражнения.
- «Котёнок и шар».
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал.
Ф-ф-ф… Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф.»
Подошёл и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.
Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.
- Произнесение на одном дыхании скороговорок.
На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова…
Произнесение текста активным шепотом, это способствует активизация дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхании.
В общении с детьми родители могут предложить детям просто поиграть со звуками, словами, фразами, придумать какие-нибудь простые движения к любимым детским стихотворениям. И тогда каждое дыхательное упражнение станет для ребёнка весёлой забавой, которая может повторяться по дороге в детский сад и обратно домой, в поездке на машине, в гостях у бабушки с дедушкой и т. д. Экспериментируйте, фантазируйте и «дышите на здоровье».