Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Учителю-дефектологу и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке. Всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребенку.
Игра «Слоговые дорожки».
Цель игры:
- Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (СГ, ГС, ГСГ);
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование: песочница.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.
Игра «Шишка».
Цель игры:
- Автоматизация звука в слогах, словах;
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование: шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.
Игра «Заборчик».
Цель игры:
1.Автоматизация звука в слогах, словах;
2.Развитие мелкой моторики;
3.Развитие графических навыков.
Оборудование: цветные мелки.
Ход игры: Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.
Игра «Счеты»
Цель игры:
1.Автоматизация звука в слогах, словах;
2.Развитие мелкой моторики;
3.Развитие тактильного восприятия.
Оборудование: камешки.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за взрослым слова и одновременно перекладывает камешки слева — направо.
Игра «Дорожки».
Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;
2.Развитие мелкой моторики;
3.Развитие графических навыков.
Оборудование: песочница.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.
Игра «Горка».
Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;
2.Развитие фонематического анализа;
3.Развитие мелкой моторики;
4.Развитие тактильного восприятия.
Оборудование: песочница.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.
Игра «Художник».
Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;
2.Развитие зрительно-моторной координации;
3.Развитие графических навыков.
Оборудование: цветные мелки.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, повторяя за взрослым слова.
Игра «Бусы».
Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах или словах;
2.Развитие мелкой моторики.
Оборудование: бусы.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Игра «Волшебная веревочка».
Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;
2.Развитие мелкой моторики.
Оборудование: верёвочка или ленточка.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
Игра «Улиточка».
Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях;
- Развитие мелкой моторики;
3.Развитие зрительной координации.
Оборудование: рисунок улитки.
Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
Игра «Лабиринт».
Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;
- Развитие мелкой моторики;
3.Развитие зрительной координации.
Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.
Ход игры: По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Техника выполнения упражнений:
— воздух набирать через нос
— плечи не поднимать
— выдох должен быть длительным и плавным
— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
— нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!