Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте.
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Чтобы правильно их подобрать, нужно учитывать данные вышеописанных осмотров в индивидуальной работе с детьми. Надо обращать внимание на осанку не только на занятиях, но и в повседневных видах деятельности. Для этого следует использовать и словесные указания, показ, контроль за осанкой, как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.
Так, упражнения для малышей 2–3 лет носят игровой характер: имитируются движения птиц, животных, насекомых. Главное в них – вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» предлагается малышам: «Вырастем большими! Потяните руки вверх»; а упражнение «Колобок» ребенок, лежа на животе, делает перекаты в разные стороны.
Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота.
Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, придав голове правильное положение (предлагаем дойти до определенного места, не уронив мешочек, снять его и вернуть так, как будто на голове все еще лежит мешочек).
К обучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или иной высотой длиной, а на мягкое приземление: «Кошка прыгая, приземляется на свои лапки спокойно и мягко. Давайте и мы спрыгнем (перепрыгнем, как кошечка – мягко и на носочках). Если у взрослых роль амортизатора выполняют не только ноги, но еще и естественные кривизны позвоночника, а у ребенка эти кривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызванным прыжками.
При упражнении в лазанье надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо; кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч, иначе лазанье может неблагоприятно влиять на осанку. «Сегодня вы должны постараться залезть на гимнастическую стенку, как смелый пожарник, и позвонить в колокольчик, подвешенный на ступеньке».
Упражнения в подлезании, перелезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. Однако надо помнить, что после этих упражнений надо использовать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник: добежать до стоек, на которых подвешены ленточки, и подпрыгнув, достать их.
При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильный замах и позу туловища. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса.
Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения в метании надо выполнять как правой, так и левой рукой.
Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье и др. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота. Целесообразно применять ряд специальных упражнений корригирующего характера: «Велосипед», «Уголок», «Лягушонок», «Рыбка», «Кошечка», «Лодочка» и др. Их рекомендуется включать в физкультурные занятия при проведении вводной и основной части, использовать в спортивных играх, утреннюю гимнастику.
Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:
– изучение и воспитание ощущения осанки с помощью
зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз
восстанавливает нарушенную осанку с помощью
взрослого. Он должен понять, что для этого необходимо
произвести некоторые действия (выпрямить,
позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки,
втянуть живот, напрячь ягодицы);
– упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок
прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь)
пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда
ребенок научится стоять правильно у плоскости,
рекомендуются различные упражнения – отведение рук,
ног в стороны, приседание с касанием плоскости
затылком, спиной, лопатками. Целесообразно сочетать
упражнения с удержанием предметов на голове;
– ношение различных предметов на голове. К этим
упражнениям относятся: ходьба на носках, по бревну, на
коленях, приседания, лазание по гимнастической стенке
(не уронив при этом положенный на голову предмет);
– координация движений, умение владеть своим телом.
Здесь полезны упражнения в равновесии и
балансировании. Например, стойка на одной ноге, ходьба
по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты,
«ласточка» на одной ноге.
Не каждый ребенок имеет возможность поплавать в бассейне, а гимнастический мяч, моделирующий неустойчивость водной среды, всегда под рукой.
Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком.
Мячи, как средство оздоровительно–коррекционной работы, используются в связи с их специфическим воздействием на опорно–двигательный аппарат и механизм равновесия.
Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования чувства равновесия, ритма движений.