Муз. руководитель Жук Светлана Николаевна
Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Подготовку к празднику музыкальный руководитель начинает с разработки программы утренника примерно за месяц-полтора до его проведения. В неё включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и новые, которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий. Поэтому, отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей. отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни и пляски разучиваются за один-полтора месяца. Часть репертуара – сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.
Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35-40 минут в старшей группе, 25-30 в младших. Сценарий каждого утренника отражает его основную идею и имеет свои традиции проведения и состоит из трёх частей. Первая, небольшая по времени, включает торжественный вход нарядно одетых детей, перестроения, чтение стихотворений, исполнение одной-двух песен. Вторая, более продолжительная часть – кульминационная. В ней появляются гости с различными сюрпризами: показ кукольного театра, инсценировка. Дети исполняют песни, танцы, водят хороводы, играют в игры. Третья часть завершает утренник. Здесь вновь внимание детей сосредоточивается на основной идее праздника. Ведущий ещё раз поздравляет всех с праздником, ребята читают четверостишья, посвящённые празднику, и уходят под весёлую музыку.
В хорошо составленной программе правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после торжественной части дети садятся и слушают стихи, после весёлого общего танца – смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят. В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей и взрослых. Песни они поют вместе с воспитателем, пляски и игры проводятся по показу. Маленьких дошкольников очень радуют атрибуты, находящиеся у них руках.
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и в исполнительской деятельности. Дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребёнок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей (чтение стихов, исполнение песни, игра на детских музыкальных инструментах). В группе могут быть и воспитанники, затрудняющиеся в выполнении тех или иных заданий или недавно поступившие в детский сад. Однако и они должны участвовать в общем веселье, необходимо придумать для них простые интересные выступления.
При составлении программы утренника музыкальный руководитель согласовывает с каждым воспитателем вопрос о распределении музыкальных заданий в его группе: для каждого ребёнка, небольших групп, а так же для всей группы в целом. Согласовав все вопросы с воспитателями, музыкальный руководитель окончательно оформляет программу и представляет её на собрании педагогического коллектива, где программа обсуждается, корректируется и окончательно утверждается. На этом же собрании из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов, различных атрибутов, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов).
Роль ведущего поручается воспитателю, обладающему музыкальностью, артистичностью, умеющему держаться на сцене, эмоциональному, находчивому, знающего всех детей по именам. Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника. Он даёт необходимые указания ведущему, показывает весь музыкальный репертуар и вместе с ним анализирует ситуации, которые могут возникнуть, даёт общее направление всему ходу праздника. На кануне праздника в присутствии музыкального руководителя ведущий проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их взаимной деятельностью. Таким образом, ведущий праздника является активным участником (практическим соавтором), отвечающим за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца.
Утренник должен быть проведён в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – всё это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физической нагрузки.
Слаженная работа коллектива позволяет этого избежать.
После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Поэтому, очень хорошо ввести традицию закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии.
Дети заходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Всё это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нём хорошие воспоминания.