Воспитатель Степусь Т.В.
Консультация для педагогов
Страх- врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.
Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым. Ребенок не слушается (например, не убирает свои игрушки). К чему мы прибегаем в этой ситуации?: • Повышаем голос (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями); • Приводим в пример себя: «Ведь мама и папа всегда убирают свои вещи» (пробуждая у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей); • Угрожаем лишениями, вызывая страх потери: «Придет Петя, я ему отдам твои игрушки, потому, что он хороший мальчик»; «Не разрешу смотреть мультфильм»; «Не пойдешь в зоопарк»; «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек» и т. д.; • Пускаем в ход телесные наказания, вызывая страх боли и унижения; • И, наконец, прямо стращаем: «Запру в ванной и выключу свет»; «Выставлю на лестницу, уйду и не вернусь»; «Посажу тебя в мешок и выброшу на помойку»; «Не будешь слушаться — тебя заберут хулиганы и бандиты»; «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Такие угрозы формируют у ребенка страх темноты, одиночества, смерти, злых людей (хулиганов, бандитов и т.п.).
Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение. Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т. д. Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии.
Причины появления страхов:
— Большое количество запретов, жестокость в воспитании;
— Предоставление полной свободы;
— Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей;
— Страхи родителей;
— Одиночество, нехватка общения с родителями;
— Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку;
— Боль;
— Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу;
— Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе;
— Детские фантазии (страшная сказка, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх);
— Плохие взаимоотношения со сверстниками;
— Сравнение ребёнка с другими;
— Ситуация когда ребенок живет на два дома;
— Слишком высокие требования к ребенку (не по возрасту).
Страхи по возрастам:
От рождения до 6 месяцев: боязнь потерять мать, громких и неожиданных звуков, резких движений и падений;
6-7 м. до 1 года: страх громких звуков, боязнь незнакомых людей, страх раздевания, смены обстановки, страх высоты;
От 1 до 2 лет: страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания, травмы;
2-3 года: появляются страхи: отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты;
3-4 года: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Для дошкольного возраста: три ярких страха – одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Как долго длится возрастной страх?
Несколько месяцев + несколько рецидивов
Пути решения: 1. Страх сказочных персонажей – возрастной, с возрастом эти страхи проходят.
2.Не следует заострять внимание на страхе. Нужно отработать страхи в рисунках, лепке, игре и тд.
- Пока страх – «невидимка», он кажется малышу пугающим. Как только ребенок его озвучил – страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.
- Страх часто провоцируют родители, артистично озвучивая роли Волка, например. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночью. Для чувствительных детей лучшим лекарством добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.
- Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.
- Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей из сказки.
- Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним о его страхах. «Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его».
- Волшебные охранные слова, игрушка-друг, который никого не боится.
Ночные страхи: • Ночь, темнота – наиболее благоприятный период для пробуждения страхов у ребенка; • Ночные страхи проявляются прежде всего в сновидениях; • Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.
Что не следует делать родителям перед сном детей: • Включать телевизор (исключение – «Спокойной ночи, малыши! ») ; • Играть с ребенком в шумные игры; • Ругать и наказывать ребенка; • Ссорится в присутствии ребенка; • Запугивать ребенка, когда тот отказывается идти спать; • Высмеивать страхи, реально осложняющие жизнь ребенка; • Обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, касающиеся трудностей в воспитании и образовании ребенка; • Плотно кормить жирной и калорийной пищей.
Что нужно делать перед сном:
- Похвалить ребенка за успехи прошедшего дня;
- Почитать любимую книжку;
- Включить мягкий приглушенный свет;
- Спокойно пообщаться друг с другом;
- Вместе с ребенком приготовиться ко сну (постелить постель, найти любимую игрушку и пр.)
Профилактика страхов: • Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей; • Очень важно, чтобы требования к малышу в семье были едиными.
Принципы преодоления страхов: • Позитивные эмоции; • Чувство уверенности в себе; • Принятие страха ребенка; • Конкретизация страха;
Приемы преодоления страхов: • Творчество; • Игры; • Сказки.
Надеюсь, что данная консультация поможет Вам разобраться с причинами возникновения детских страхов и способами преодоления!!!