Особенности развития мышления у детей с ОНР

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Лапука Т.А.

Мышление – это процесс познавательной деятельности, позволяющий опосредованно и обобщенно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениям. Мышление позволяет человеку выйти за пределы непосредственной ситуации. Мышление формируется на основе чувственного опыта и практического действия (Дефектология, 2005).

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Проблема соотношения нарушений мышления и речи в условиях речевого дизонотогенеза является ключевой в логопсихологии. Именно поиски решения этой проблемы инициировали развитие логопсихологии как отдельной отрасли научных знаний. Взгляды исследователей на взаимоотношения расстройств мышления и речи в структуре речевого дефекта изменялись на процессе развития психологии лиц с нарушениями речи. Первоначально доминировала позиция, согласно которой, патология интеллектуальной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи считалась первичной. К настоящему времени утвердилась точка зрения, согласно которой интеллект при тяжелых нарушениях речи первично сохранен. Нарушения мышления при недоразвитии речи выражены нерезко и имеют сложную структуру, включающую в себя недостаточность регуляции интеллектуальной деятельности, особенности развития невербального мышления и специфические черты вербального мышления.

Большинство исследователей склоняются к тому, что в целом дети с ОНР интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных заданий вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Отмечается у таких детей сохранность познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и вместе с тем своеобразие отдельных сторон мышления (Калягин В.А., 2014).

Приведенные игры и упражнения помогут родителям в играх с их детьми.

Игры и упражнения, направленные на развитие мышления

Игры на улице

  1. Узнай по описанию

Оборудование: не требуется

Содержание: родители предлагают ребенку узнать по описанию предмет или явление.

Примеры:

1.Он выпадает зимой

  Они показывают время

  На этом жарят блины/ варят суп

  Этим моют голову/чистят зубы, моют руки

  Этим режут хлеб

  Этим причесываются

  В это смотрятся

  Это читают (книга, газета, журнал)

  Этим гладят белье и т.д.

  Бывает – не бывает

Оборудование: не требуется

Содержание: родители называют ребенку фразы, а он должен определить бывает такое или не.

Примеры:

  1. Летом идет снег
  2. Кошки бывают зеленого цвета
  3. Собаки мяукают
  4. Каждое утро мы ужинаем
  5. Волк боится зайца
  6. В чай кладем соль
  7. Улицу надо переходить на красный свет
  8. Дед мороз приходит летом
  9. Ночью светит солнце
  10. Лиса любит морковку
  11. Продукты хранят в плите.
  12. На столе сидят
  13. Противоположности

Оборудование: не требуется

Содержание: мама предлагает ребенку закончить предложения

  • мышка маленькая, а лев ..
  • зимой холодно, а летом…
  • конфета сладкая, а лимон…
  • днем светло, а ночью…
  • диван мягкий, а табурет…
  • чай горячий, а мороженое…

  Найти как можно вариантов исключения лишнего

Оборудование: три любых предмета для сравнения (на улице это можно выполнять, опираясь на окружающие объекты)

Содержание: мама предлагает ребенку найти как можно больше вариантов исключения одного из предметов. Например, мама, папа и дочка: папа лишний потому что он —  мужчина, а остальные женщины, мама – потому что она в плаще, а остальные в куртке, дочка – потому что она ребенок, а остальные взрослые).

  Назови одним словом

Оборудование: не требуется

Содержание: мама предлагает ребенку назвать одним словом (3-4 объекта).

Примеры:

  1. Лук, помидор, огурец – это…
  2. Банан, яблоко, апельсин – это…
  3. Осина, дуб, береза – это…
  4. Слон, обезьяна, жираф – это…
  5. Лиса, волк, медведь – это..
  6. Сравнение понятий

Оборудование: не требуется

Содержание: мама называет ребенку пары слов и просит найти, чем похожи эти объекты и чем отличаются. При нахождении общего родители должны стимулировать ребенка называть обобщающее слово.

Примеры:

  1. Яблоко и груша
  2. Свекла и морковь
  3. Береза и дуб
  4. Кошка и собака
  5. Карандаш и краски
  6. Платье и брюки
  7. «Для чего еще нужна чашка…»

Оборудование: не требуется

Содержание: мама предлагает ребенку перечислить как можно вариантов использования чашки (ложки, линейки, карандаша и т.д.). Лучше называть варианты использования по очереди. Мама начинает игру: «Из чашки можно пить. А еще в чашку можно поставить карандаши. А что еще?». Вариантов, как показывает практика авторов, может быть бесчисленное множество.

  «Покажи мне…»

Оборудование: объекты окружающего мира.

Содержание: мам просит ребенка назвать все предметы, которые он видит и которые относятся, например, к транспорту.

Варианты

На кухне: покажи овощи, фрукты, посуду

В комнате: покажи одежду, игрушки, мебель, электроприборы

На улице: покажи деревья, цветы.

Игры дома

  1. Исключение лишнего

Оборудование: ряды для исключение

Содержание: мама просит ребенка прослушать слова, сказать, что лишнее и объяснить почему.

  • Чашка, стакан, ложка
  • Огурец, помидор, яблоко
  • Банан, апельсин, хлеб
  • Тарелка, вилка, конфета
  • Носок, майка, кубики
  • Кукла, мячик, чашка
  • Книга, газета, ножницы

Внимание! Игра на слух проводится не раньше 5, 5 лет. До этого возраста используется наглядный материал. При обосновании исключения обращайте внимание ребенка на обобщение и исключение, исходя из родовых признаков. Например, в первом случае лишняя «ложка» — т.к. это столовый прибор, а остальное – посуда. Вариант обобщения «ложкой едят» тоже правильный, но он основан на функциональном, а не родовом обобщении.

  «Продолжи ряд»

Оборудование: объекты окружающего мира. Примеры того, что можно использовать.

На кухне: крышки от бутылок

В комнате:  прищепки, пуговицы, гайки, вилки и т.д.

На улице: желуди, камни, листья и т.д.

Содержание: мама составляет ряд, например, крышка от бутылки, гайка, пуговица, крышка от бутылки и просит ребенка продолжить ряд.

Вариант игры: на листе бумаги рисуется ряд, которые необходимо продолжить.

  Складывание разрезных картинок

Оборудование: разрезанные картинки. Можно использовать открытки, иллюстрации из журналов и рекламных проспектов.

Содержание: мама предлагает ребенку собрать разрезанную картинку из частей, опора на целую картинку при этом не дается. Лучше начинать с картинки, разрезанной на 4 части, постепенно увеличивая количество разрезов и сложность изображения на картинке.

Добавить комментарий